Полпред президента в УрФО Владимир Якушев провел большую пресс-конференцию, которая фактически стала его отчетом за первый год на этом посту. Он рассказал о крупнейших экономических проектах и не обошел стороной главные проблемы Урала. «ФедералПресс» собрал ключевые высказывания представителя президента.
Об экономике
Якушев отметил достижения в строительстве, обрабатывающей и добывающей промышленности, особо остановившись на вызовах, которые стоят перед бизнесом. Для строительства это длительные процедуры согласования и нехватка денег в ЖКХ, для обрабатывающей промышленности – дефицит кадров и низкая конкурентоспособность, для добывающей – необходимость осваивать трудноизвлекаемые запасы и недостаточное импортозамещение.
Кроме того, бизнес в разных отраслях сталкивается с ростом себестоимости продукции, износом основных фондов, дороговизной кредитов и отсутствием необходимой инфраструктуры, сказал полпред.
О Северном широтном ходе
Говоря об инфраструктуре для нефтегазовой промышленности, Якушев поддержал проект Северного широтного хода, который должен не только дать доступ к новым месторождениям, но и разгрузить Транссибирскую магистраль. Полпред сообщил, что ямальский губернатор Дмитрий Артюхов уже дважды выступал перед штабом по распределению инфраструктурных кредитов, и заявка предварительно одобрена.
«Должна быть слажена вся схема, потому что в этом непростом проекте участвует множество игроков: и железная дорога, и «Газпром», и сам автономный округ. Окончательно вопрос о выделении денежных средств будет решен, когда все нюансы будут сняты и проект будет полностью «упакован», – объяснил Якушев.
О транспортных проектах
Полпред коснулся и других громких транспортных проектов: он пообещал продолжить продвигать строительство метротрама в Челябинске, похвалил тобольский аэропорт, а также потребовал расширить трассу между Тюменью, Ханты-Мансийском и Салехардом. Сейчас за Тобольском на ней всего лишь две полосы. По словам Якушева, эта тема, которая особенно волнует нефтяников и газовиков, недавно обсуждалась с руководством Росавтодора.
«Нужно строить планы и находить ресурсы, чтобы она была в четырехполосном исполнении. Зимой это огромное количество грузов, а летом северяне едут в отпуск, как правило, на собственных машинах. Они должны комфортно передвигаться «на большую землю», – заявил представитель президента.
О льготах для нефтяников
Владимир Якушев предложил поддержать нефтяников и налоговыми льготами – по его мнению, они необходимы для освоения трудноизвлекаемых запасов. Полпред убежден, что добычу нефти нельзя снижать, так как вокруг месторождений уже построены целые города и поселки, жизнь которых связана с нефтью.
«Нефтедобывающие компании можно стимулировать идти на те месторождения, где нефть достаточно глубоко, где есть серьезная обводненность, только через налоговую политику. С помощью налоговых льгот мы можем поддержать добычу нефти на определенном уровне», – говорит он.
В то же время Якушев не ждет, что северные города «превратятся в Детройт» из-за перехода на зеленую энергетику. Он призвал «снизить градус и не агонизировать на эту тему».
«У кого-то есть программы на 30 лет, у кого-то – на 50 лет, но в ближайшее время углеводороды останутся основным источником энергии», – сказал полпред.
О пандемии коронавируса
Не остался без внимания и другой глобальный вопрос – пандемия коронавируса. Владимир Якушев считает, что на Урале она продержится еще несколько лет, поэтому государство должно найти долгосрочные меры поддержки экономики. В первую очередь необходимо помогать отраслям, которые больше всего пострадали от ограничений, в том числе розничной торговле и общепиту, заявил он.
Несмотря на то, что коллективного иммунитета в УрФО достичь не удалось, полпред оптимистично оценил подготовку Урала к очередной волне пандемии. Он отметил, что медики научились быстро открывать и закрывать ковидарии на базе обычных больниц.
«С точки зрения организационного ресурса и оснащения системы здравоохранения к этому готовы», – заверил он.
О кураторе
Из политических тем журналистов заинтересовали отношения Якушева с вице-премьером Юрием Борисовым, который с этого года курирует УрФО в правительстве. Полпред заверил, что достиг полного взаимопонимания с московским куратором, а их совместная работа уже приносит «синергетический эффект». Заодно он анонсировал совместный визит в Курган в феврале следующего года.
«Это очень компетентный человек, прекрасно разбирающийся во всех вопросах, которые он курирует в правительстве. А машиностроительный комплекс и оборонка принципиально важны для УрФО», – отметил Якушев.
О главных событиях
К главным политическим событиям года полпред ожидаемо отнес выборы в Госдуму, а также в парламенты Среднего Урала, Тюменской области и Югры. Из экономических свершений Якушева больше всего порадовали открытие аэропорта в Тобольске, карбонового полигона в Свердловской области, нового моста в Кургане, а также рекультивация свалки под Челябинском. Похвалил полпред и Ямал, который намерен одним из первых в России избавиться от очереди в ясли. Но выделять какое-то одно достижение Якушев отказался.
«У полпреда всегда тяжелый выбор. Если я определю событие в одном из регионов, остальные пять могут обидеться. А мне бы этого не хотелось», – пошутил он.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева