Несмотря на то, что сервисы по доставке еды и продуктов появились в России не так давно, они хорошо прижились на рынке. По исследованиям Criteo, к концу 2020 года 42 % опрошенных использовали приложение по заказу еды и продуктов минимум раз в неделю. Разбираемся, как устроена сфера доставки еды, как компании обеспечивают быструю доставку и перестанут ли россияне ходить в магазины.
Пандемия ускорила развитие
Особое внимание онлайн-заказам и доставкам уделили в начале пандемии коронавируса. Тогда все боялись выходить из дома, мыли продукты и каждый час обрабатывали руки. Поэтому доставка на дом стала настоящим спасением. Ведь человеку приходилось контактировать лишь с курьером, да и с ним тоже не особо: для общей безопасности ввели бесконтактную доставку.
Со временем все поняли, что не ходить в магазин – удобно, это экономит силы и время. И теперь, спустявсего пару лет, поход в магазин кажется чем-то странным. При том касается все это не только продуктов, но и ресторанов. Сейчас почти каждая компания старается организовать свою службу или примкнуть к уже существующим. Потому что есть вероятность, что без доставки про тебя забудут.
Онлайн-магазин с доставкой за 15 минут: как это работает
Согласно исследованию холдинга Romir, 31 % россиян готовы ждать доставку от 30 до 45 минут, еще 34 % – от 45 до 60 минут. Все, что выше, – повод отказаться от услуг компании. Удивительно, но для покупателя нет сильной разницы, доставят ли товар за 8 минут, как это обещал закрывшийся стартап «Голод», или за 20. Главное, чтобы привезли в срок.
Сейчас системы работают в основном по трем схемам: доставка продуктов из дарксторов, доставка из магазинов и доставка готовой еды. Все они немного отличаются. Сервисы, которые доставляют из дарксторов, подкупают людей тем, что быстро привозят товары. Доставка из магазинов радует большим ассортиментом и акциями. Рестораны и кафе помогают сэкономить силы на готовке, но проигрывают во времени доставки.
Что такое дарксторы?
Чаще всего это небольшой склад, который выглядит как обычный супермаркет. Темным он называется, потому что недоступен для покупателей. «Закупаются» в дарксторах жители одного района: система устроена так, чтобы покупатель не ждал свой заказ больше 30 минут. В основном время доставки зависит от скорости курьера: либо они приезжают и сами набирают товары, либо их ждет уже собранный заказ.
Заказ состоит из нескольких этапов: пользователь выбирает товар в приложении, заявка передается на склад, собирается и передается курьеру. Сбор заказа в дарксторах обычно не занимает больше 10 минут, если курьер знает, что нужно положить в пакет. В крупных супермаркетах дела обстоят иначе: продукты могут собирать и 40 минут. В ресторанах же требуется минимум 20 минут, чтобы приготовить блюдо, а потом его еще нужно доставить, притом сохранив температуру.
Для того чтобы увеличить скорость доставки, компаниям приходится нанимать больше курьеров и автоматизировать процессы. Так, по словам Михаила Кольцова, генерального директора компаний «Сушкоф» и «Дель Песто», с начала пандемии компания сократила время доставки с часа до 47 минут благодаря автоматизации процесса. Недостатка в курьерах, кстати, нет. Из-за пандемии многие потеряли работу и решили пойти в новую профессию. Сетевые доставки платят хорошие суммы, чтобы удерживать человека у себя. А вот местным компаниям приходится бороться за работников, так как не все могут обеспечить среднюю по рынку зарплату.
Люди забыли, что такое очереди
С большей вероятностью модель доставки еды и продуктов будет развиваться и дальше. Сейчас у многих людей, особенно в городах-миллионниках, выработалась привычка: не покупать в физическом магазине, а открывать приложение и выбирать все товары там. В одном из интервью создатель «Самоката» Вячеслав Бочаров объяснил, что им не важно, сколько человек закажет. Главное, чтобы у него закрепилась привычка повседневного использования.
Если раньше многие думали о том, что в магазине они выберут помидоры получше, то сейчас такого вопроса не возникает: сервисы дорожат репутацией и сами заранее привозят на склад только лучшее. К тому же для жителей больших городов это хорошая экономия времени и сил. Креативный кластер уже давно забыл, как стоять в длинных очередях в супермаркете. А в период пандемии это также добавляет безопасности: клиенту не нужно посещать места с большим скоплением людей, а значит, вероятность заразиться ниже.
Рынок растет быстрее, чем могут переварить действующие игроки
По данным Data Insight, в 2020 году Delivery Club обработал 3,5 миллиона заказов, что почти в два раза больше, чем в 2019 году. А в отчетепоставщика данных о частном капитале PitchBook видно, что в первом квартале 2020 года стартапы в сфере пищевых технологий привлекли 5,3 миллиарда долларов венчурного финансирования, что на 25,3% больше, чем за тот же период годом ранее.
Помимо увеличения количества заказов и финансирования выросло и количество игроков. Но пользователям это пойдет в плюс: чем больше конкуренции, тем ниже цены и качественнее продукт.
«Чем больше игроков на рынке, тем быстрее каждый пытается возить. Соответственно, время доставки снижается, и в какой-то момент мы упремся в производство. Но меньше 30 минут в течение ближайших пары лет доставка готовой еды не станет», – рассказал о перспективах генеральный директор компаний «Сушкоф» и «Дель Песто» Михаил Кольцов.
Фото: pexels.com
Умная среда: инструкция по применению