Президентский фонд культурных инициатив в 2021 году поддержал сотни проектов по всей стране. Один из них – документальный фильм «Канон» на тему старообрядческой иконописи. Он выиграл грант на сумму 3,7 миллионов рублей. Это будет уже вторая работа красноярского режиссера Николая Бема на религиозную тему. Его первый фильм «Лествица» был посвящен знаменному пению. В интервью «ФедералПресс» автор рассказал, как ему удалось найти героев и убедить их участвовать в съемках, и когда картина появится на широком экране.
Есть, что изучить
Почему была выбрана именно тема старообрядской иконописи?
— Мой предыдущий фильм касался старообрядцев, поэтому тема мне была уже близка. А теперь же удалось познакомиться с очень интересным героем. Вообще, фильм можно делать тогда, когда имеешь собственный интерес и желание рассказать о чем-то и когда есть личность, настолько интересная, чтобы о ней хотелось рассказывать. И в нашем случае так и произошло. Исторически старообрядцы были довольно закрыты для общения, а здесь речь идет еще и о такой трепетной теме, как иконопись, заниматься которой по канону могут немногие, кто соответствует высоким требованиям аскетичного образа жизни. Но нам повезло. У нас появился не только герой, живущий сейчас на Аляске, но и интересный этап в его жизни – он старается получить российский паспорт, потому что реально любит Россию и без нее жить не может. И таким образом, мы стали свидетелями оригинальной истории, которая и должна стать основной сюжета.
Попасть за закрытые двери
Община староверов действительно довольно закрытая. Как вам удалось убедить героя принять участие в съемках?
— Это очень деликатный вопрос. С одной стороны, можно сказать, что нам повезло. С другой стороны, когда человек видит, что у тебя искренние мотивы, что ты действительно интересуешься темой, а не стараешься спекулировать, урвать дешевую телевизионную славу на сенсациях и жареных фактах, то тебе идут навстречу. И действительно, люди, которые работают в документалистике, как правило понимают ответственность перед теми, кого снимают. Режиссер всегда живет и работает с чувством моральной ответственности. Конечно, у меня меня с самого начало было понимание, что старообрядцы не хотят афишировать многие вопросы, и я уважаю их желание быть в тени. Но помимо искреннего интереса с нашей стороны было еще и понимание, что такой фильм может помочь и нашему герою.
О чем идет речь?
— Когда фильм выходит на экраны, это так или иначе отображается на жизни героев. И в целом, когда мы снимаем, то хотим, чтобы картина приносила героям пользу. В данном случае он может помочь преодолеть все бюрократические трудности, связанные с получением российского паспорта.
В ожидании премьеры
На какой стадии сейчас прoект? Когда мы сможем увидеть фильм?
— Мы уже сняли несколько эпизодов. Этот этап у нас будет продолжаться до конца лета, хотя тут не все зависит от нас. В сентябре начнется монтаж. А готовый фильм, согласно условиям гранта, мы должны будем выпустить в ноябре нынешнего года. И конечно мы будем показывать этот фильм на большом экране как минимум в Красноярске. Хочется надеяться, что удастся показать его и в рамках некоторых фестивалей.
Прoект документального фильма раньше победил на грантовом конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. Насколько это помогло в его реализации?
— Безусловно, фонд оказал самое существенное влияние на прoект. Не будет преувеличением сказать, что только благодаря его поддержке фильм может появиться на свет – как минимум, на нынешнем уровне. Соответственно, и наш герой не имел бы такой помощи в получении гражданства. По сути, сегодня это главный партнер и источник бюджета. У нас есть и другие спонсоры, которым мы благодарны, но их поддержка – ресурсная, то есть предоставление техники, площадей, редакция брошюры и другие важны направления. Конечно, мы сегодня не останавливаемся и продолжаем поиск новых партнеров.
Фото: Николай Бем