В России хотят поддерживать производителей видеоигр. Институт развития интернета планирует до 10 февраля объявить о старте приема заявок на гранты, рассказал «ФедералПресс» руководитель организации Алексей Гореславский. Почему государство готово платить за такой контент? И что показывает международный опыт? Подробности – в материале «ФедералПресс»
Сильные позиции
Ни для кого не секрет, что современная гейм-индустрия – это развивающийся сегмент, который, можно сказать, представляет и социальную, и культурную, и политическую ценность. В России намерены поддержать IT-компании – им выделят грантовую поддержку за разработку игр о Великой Отечественной войне, спецвойсках и разведчиках. Так, в Институте развития интернета считают, что отрасль геймдева крайне важна и ее необходимо поддерживать. «Россия обладает сильными позициями не только в киберспорте, о котором, кстати, мы выпустили сразу несколько проектов, но и с точки зрения производства игр, – рассуждает в беседе с «ФедералПресс» генеральный директор АНО «ИРИ» Алексей Гореславский. – Институт развития интернета поддерживал и планирует дальше поддерживать это активно развивающееся направление, которое считаем одним из приоритетных. Было бы странно, если бы мы в своей работе проигнорировали этот рынок. Многие российские специалисты игровой индустрии работают в иностранных компаниях, производят собственные продукты».
До 10 февраля ИРИ намерен объявить о старте приема заявок на создание разных видов интернет-контента, в том числе видеоигр и мобильных приложений. «До недавнего времени производство контента было ограничено одним годом, и для создателей игр наши конкурсы не представляли большого интереса из-за коротких сроков производства. Теперь мы получили возможность поддержки долгосрочных проектов до 2024 года включительно и рассчитываем, что ситуация изменится. Хочу отметить, что на конкурс будут приниматься не только заявки на создание игр на историческую тематику, это могут быть обучающие, просветительские и другие проекты», – отмечает Гореславский.
Раньше стимулировать рынок компьютерных игр призывали депутаты Госдумы. Так, руководитель IT-комитета Александр Хинштейн писал, что при грамотной поддержке компаний наши производители смогут сделать продукт, у которого есть шанс затмить, к примеру, Mortal Kombat. «Я считаю, что политический потенциал видеоигр нельзя игнорировать. Куда более дальновидным шагом будет продвижение через них настоящих ценностей – это патриотизм, интерес к истории страны, умение мыслить независимо и правильно оценивать политическую ситуацию», – писал Хинштейн в колонке, опубликованной в «Ъ».
Международный опыт
Геймеров поддерживают в других странах мира. Так, в США налоговые послабления для разработчиков были введены в 20 штатах. В Колорадо геймдевам возвращают до 20 % от бюджета на производство, в Луизиане действует программа по предоставлению 25 % налогового кредита на разработку игр, в Нью-Мексико этот показатель выше – до 35 %.
В Германии действует Немецкий фонд игр. Общий объем его финансирования составляет 50 миллионов евро. Организация предоставляет до 50 % от общих расходов на производство контента. Создатели игр могут подать заявку на получение денег на уровне земель. Однако только в том случае, если их игры имеют образовательные и культурные ценности. Например, Баварский культурный фонд FFF Bayern требует, чтобы игра имела патриотический подтекст.
Канадским разработчикам преференции дают не на федеральном уровне, а на провинциальном. При этом льготы есть в большинстве провинций. Так, в Манитобе, Лабрадоре, Ньюфаундленде и Онтарио действуют программы возврата налоговых средств в размере 40 % от стоимости рабочей силы. Можно добиться и федерального финансирования, когда речь идет об уже опубликованной игре. Она должна конкурировать с другими продуктами, представленных на витринах как Steam, Epic Games, PlayStation Store, Nintendo eShop, Microsoft Store.
«Я давно говорил о том, что на Западе через игры перепрошивают наше сознание... Россия в них представлена максимально ужасным врагом независимо от исторического периода», – заявил в беседе с «ФедералПресс член Общественной палаты РФ Александр Малькевич. По его мнению, таких игр – десятки и сотни. В частности, в своем телеграм-канале Малькевич указывает на популярную игру «Red Alert», которая, по его мнению, прямо позиционировала СССР как источник зла.
По мнению ряда экспертов, поддержка отечественной гейм-индустрии – это не только мотивация для IT-компаний создавать превосходный контент, но и вопрос национальной безопасности.
Фото: Joel Marklund / Keystone Press Agency / Globallookpress.com