Безденежье, нервотрепка и вечный русский вопрос «Что делать?» обрушились на предпринимателей в период пандемии. Состоятельные и целеустремленные бизнесмены привыкли смело принимать вызовы рынка, но коронакризис продиктовал небывалые условия. «ФедералПресс» вместе с тюменским психологом Юлией Лукашенок составил топ-5 триггеров предпринимателей, возникших в пандемию.
На первое место специалист поставила проблемы в семье, возникшие в период пандемии. Чаще всего к психологу обращались за помощью супруги бизнесменов. Дамы беспокоились о психологическом состоянии мужа, искали ответы. Супружеские конфликты часто случались из-за объективных трудностей партнера – например, закрытие, замораживание проектов или всего бизнеса.
«И дело не в том, что жены недовольны ограничением своих возможностей. Они обеспокоены психологическим состоянием супруга-бизнесмена. Тут и вспыльчивость, и бессонница, и отказ от общения», – поясняет Лукашенок.
На втором месте – гиперответственность за неудачу, ощущение того, что они не справились. По словам психолога, бизнесмены – очень ответственные люди, они понимают, что на них рассчитывали семья и штат работников, привыкли прогнозировать вложения, риски, результат. «Только вот пандемию никто не мог спрогнозировать и учесть», – заметила она.
На третьем месте в списке триггеров пандемии – внутреннее напряжение предпринимателей из-за финансовых манипуляций, которые требуют максимальной концентрации внимания. В пандемию владельцам бизнеса нельзя упускать ничего из виду, и часто нервы натянуты как струны.
«У большинства крупных бизнесменов деньги в постоянном движении. Там такая сложная финансовая маршрутизация, что мне при всем усилии не понять. А все это еще накладывается с расчетом на время», – дополнила Юлия.
А когда все деньги в деле, в семью приходит меньше дохода, а значит, домочадцы переходят в режим экономии. На четвертое место стресс-списка психолог поставилаотказ от возможностей, которые позволял прежде бизнес.
«Это отказ от поездок, дорогого досуга, недвижимости. Эмоциональные встряски сильно покрывают нервную систему. Они говорят неохотно, им за это неловко, что ли, но им это очень нужно. Это отказ от привычного отдыха. Например, уехать на родину в другую страну или город, или на рыбалку. Часто именно встреча с дорогими людьми и природа успокаивает их тревожность», – говорит Юлия Лукашенок.
На пятом месте в топе триггеров – беспокойство о здоровье родных. Пандемия ограничила не только финансы, но и возможность увидеться с родными. «Они переживали за здоровье, прежде всего, своих родителей, невозможность их видеть, особенно если у тех есть хроническое заболевания. Еще – о смерти близкого из-за коронавируса. Бизнесмены – тоже люди. Они очень переживают за своих», – подытожила психолог.
Специалист отметила, несмотря на тяжелые переживания, бизнесмены не опускают руки и выдерживают удар пандемии.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Пандемия коронавируса