В правительстве Иркутской области новые кадровые решения. Из явных – назначение первого заместителя губернатора. Из менее заметных – перераспределение полномочий между существующими замами. Для региона, который постоянно готов войти в политическую турбулентность, – операция филигранная. Обозреватель «ФедералПресс» разбирался, могут ли внешне невидимые процессы вылиться в очередную клановую войну.
Портфель министра. Дорого.
Политический календарь Приангарья ознаменовался сразу двумя событиями: Заболевание «омикроном» губернатора региона и спустя несколько дней его же триумфальное выздоровление. Дело, на первый, взгляд житейское. Однако некоторые политические аналитики рассмотрели в этом попытку Игоря Кобзева взять тайм-аут с последующей резкой активизацией. Причина в том, что в «Сером доме» появился очередной первый замгубернатора. Роман Колесов приехал в Приангарье из Подмосковья. Пока приезжий чиновник занимает должность с приставкой врио. Согласно установленной процедуре, губернатор должен представить его кандидатуру в Законодательное собрание области, а депутаты ее одобрят или не одобрят.
И тут один важный момент: формальное большинство «Единой России» в парламенте Приангарья соискателю никаких гарантий не дает. Помимо партбилетов у депутатов есть и другие приоритеты: бизнес, деловые и личные связи, интересы структур, которые они представляют. Нехороший прецедент: экс-мэр Иркутска, единоросс Дмитрий Бердников дважды предлагался губернатором Кобзевым на должность своего зама, и дважды депутаты отклоняли кандидатуру. Причина банальна – будучи мэром, Дмитрий Бердников умудрился рассориться со строительным лобби. А это структура, с которой в Иркутской области нельзя не считаться. Достаточно вспомнить, что два экс-губернатора Сергей Ерощенко и Сергей Левченко лишились своих постов, в том числе из-за того, что так же неосмотрительно испортили отношения с застройщиками. Впрочем, политолог Сергей Шмидт уверен, что нынешнему губернатору Кобзеву удастся провести нового зама через ЗС и Роман Колесов избавиться от приставки врио.
«Я думаю, что кандидатура будет одобрена необходимым количеством голосов «За», при необходимом наборе голосов «Против». Необходимы голоса «Против», чтобы показать, что у нас есть плюрализм в парламенте, и «мы не любим варягов». А что же касается вопроса, почему Роман Колесов до сих пор врио первого зама, тут может быть причина которую озвучил губернатор – это долгая процедура согласования и допуска к гостайне для чиновника такого уровня. Впрочем, может иметь место и политический торг. Я не утверждаю на 100 %, но даже если это так, то это нормальное явление не только для нашей модели демократии, но и для демократии в целом», – считает политолог.
Если говорить о политическом торге, то можно исключить сценарий ультиматумов. Администрация губернатора Кобзева достаточно хорошо изучила опыт губернаторов – предшественников, и на открытый конфликт с элитами не пойдет. Впрочем, как и старается не допускать внутриэлитных разборок между политическими, экономическими и финансовыми кланами региона. И тут ряд аналитиков напоминает: в областном правительстве есть вакантные посты министра здравоохранения и министра спорта. При согласовании кандидатуры Романа Колесова, два свободных министерских портфеля могут стать вполне заманчивым предложением для обмена: «вы мне зама, я вам министра» и принести недостающие голоса.
Транзит с опасным креном
Впрочем, это далеко не единственный кадровый вопрос, который может стать головной болью «Серого дома» и лично губернатора Игоря Кобзева. Дело в том, что и до появления нового первого зама чувствовалось внутреннее напряжение. До недавнего времени вопросы лесного комплекса курировал замгубернатора , экс-глава регионального следкома Андрей Бунев. Формально «лесные полномочия» у него пока не забрали, но фактически их уже передали Георгию Кузьмину – вице-премьеру, курирующему природный комплекс, и выходцу из структур олигарха Олега Дерипаски. Как Бунев отреагирует на то, что на «его поляну» зашел другой человек – загадка. Известно, что отставной генерал – человек резкий и решительный.
По мнению политолога и юриста профессора Сергея Шишкина, такой транзит может задеть и еще одного игрока – министра лесного комплекса региона. Владимир Читоркин – выходец из федерального Минприроды, пользуется там поддержкой, и направлен был в регион с полномочиями навести в отрасли порядок.
«Предполагаю, что несколько растерянным может себя в это ситуации чувствовать себя министр Читоркин. Казалось бы, техническое перемещение полномочий от одного заместителя губернатора к другому, но по факту ощущается административное напряжение. И это уже второй случай. Первый – когда координация работы с правоохранительными органами перешла от Андрея Бунева к Ивану Колпакову», – высказался профессор.
Косвенно о том, что нынешний паритет очень шаткий, говорит и тот факт, что председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев потерял сразу несколько пунктов рейтинге председателей региональных кабминов. По мнению того же профессора Шишкина, это может быть признаком начавшейся подковерной игры местных элит против Игоря Кобзева. Тут два варианта развития событий. Первый – элиты удастся удержать в русле конструктивного диалога. Второй – политическая война всех против всех. В этой сфере кланы Иркутской области имеют большой опыт.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин