Россия заявила о выходе страны из Совета Европы. Что это значит для нашей страны и для международной политики? Какие последствия могут быть у этого шага? Читайте в материале «ФедералПресс».
16 марта комитет министров Совета Европы принял решение об исключении России из состава организации. Россия была ее членом на протяжении 26 лет. Российский МИД заявил, что страны НАТО и ЕС, злоупотребляя своим большинством в Совете, последовательно превращают данную организацию в инструмент антироссийской политики.
Политолог, член экспертного клуба «Дигория» Артемий Атаманенко отмечает, что страны Европейского Союза и европейская общественность в целом создали неконструктивные условия для сотрудничества с Россией и в частности для работы РФ в Совете Европы.
«Надо отметить, что в складывающихся условиях Россия подчеркивает: все документы, все декларации Совета Европы, которые устраивают Россию, будут соблюдаться. В данном случае российское руководство выходом из Совета Европы создает условия тактической безопасности в рамках дипломатического взаимодействия», – убежден политолог.
При этом дальнейшая работа России в Совете Европы не представляется возможной на конструктивном уровне. Диалог между Москвой и странами ЕС находится на неудовлетворительном уровне – уровне, который не отвечает текущим потребностям. Тем не менее выходом из Совета Европы Россия не исключает для себя возможности диалога с европейскими державами.
«Россия явно не будет полностью отказываться от сотрудничества с Советом Европы и ЕС, но при этом Москва будет дистанцироваться от прямого взаимодействия в рамках данного объединения», – пояснил Атаманенко.
В свою очередь, политолог и социальный психолог Алексей Рощин указывает, что в целом российские власти воспринимали присутствие в Совете Европы как тягостное, ограничивающее.
«В первую очередь Совет Европы – это европейский суд по правам человека, то есть фактически – наднациональная судебная инстанция, которой россияне активно пользовались и частенько выигрывали разного рода процессы, которые проигрывали в России», – заметил политолог.
При этом по решениям Европейского суда по правам человека в итоге расплачивался российский бюджет, напомнил Рощин.
«Это само по себе с точки зрения власти подрывало престиж отечественного правосудия, – заметил эксперт. – Сейчас все те люди, которые 20 лет пытались судиться с помощью ЕСПЧ, оказались ни с чем. Выйти за пределы отечественной юрисдикции теперь нельзя».
В принципе с выходом Москвы из Совета Европы уменьшается надзор за происходящим в России, а Европа теряет один из инструментов хотя бы морального воздействия на российские социальные и политические процессы, продолжил политолог.
«Это закрепляет автаркию России, ее закрытость от постороннего воздействия, которое мы с некоторых пор считаем неправильным, деструктивным и нарушающим устои. В каком-то смысле это хорошо. Но с другой стороны, мы будем теперь вариться в собственном соку, и это ведет к постепенному «закисанию» нашей страны», – заключил эксперт.
Фото: Council of Europe Parliamentary /via Globallookpress.com / globallookpress.com