Приморцы до последнего времени ездили в приграничные города Китая за недорогой одеждой. Можно было купить путевки за приличные деньги, а можно – поехать «помогайкой». Кто такие «помогайки», как проходили поездки через границу с чужими вещами и как всем нам скоро придется покупать вещи из-за санкций, «ФедералПресс» рассказали жители Владивостока.
Ездили туда годами
Оксана Флорова начала ездить в «Суньку» (китайский город Суйфэньхэ) в нулевых. Как и большинство приморцев в те годы Оксана любила ездить «помогайкой»: молодежь уже вряд ли знает, что это такое, а люди постарше хорошо помнят.
«Это особый вид путевки в приграничный Китай. Это было или бесплатно, или за совсем символические деньги. Нас на автобусах везли в Суйфэньхэ, заселяли в гостиницу, обычно на день-два. Единственная задача «помогаек» была в том, чтобы перенести через таможню сумки с вещами и обувью – чтобы продавцы не платили таможенные пошлины за ввоз товара», – рассказывает Оксана.
Все сумки были одинаковые – в клеточку. И они уже стали символом таких поездок в Китай.
«Что получали от этого мы? Во-первых, поездка за границу – не все могли позволить себе полноценный отдых в отеле. Во-вторых, мы набирали себе дешевой и очень качественной одежды за копейки. Из-за той разницы курсов нам было очень выгодно покупать одежду в Китае», – объясняет женщина.
Сейчас границы закрыты, но до ковида люди продолжали работать «помогайками», так что в пост-коронавирусные времена поездки в «Суньку», считает Оксана, станут неплохой заменой ушедшим брендам.
«И цены выгоднее, и приключения какие», – смеется женщина.
Больше – никогда
Другое мнение у Натальи Малышевой. Девушка ездила в Китай пару раз, и больше вряд ли станет «помогайкой».
«В первый раз я поехала в «Суньку», когда мне было лет 14. На границе мне дали сумки с вещами. И почему-то именно мне досталась не одна огромная как всем, а две здоровенные, что еще хуже. А я еще огромные ногти нарастила – за границу же ехала. Чуть эти ногти там и не оставила. Еще было так страшно, что меня на таможне схватят: я же не знаю, что в мешке. Хотя, сейчас понимаю: таможенник знает, что это не мои вещи, я знаю, что это не мои вещи. Просто такая игра в правила», – рассказывает Наталья.
И на таможне действительно все пошло не по плану.
«Я рассказываю, что вот – купила родственникам носочки красивые. Таможенник достает эти «носочки», а они – колготки. Было очень стыдно и страшно, но пронесло».
Наталья говорит, что больше в приграничный Китай не поедет, по крайней мере, по тем местам, куда возят «помогаек»:
«Я лет пять назад туда в командировку каталась: как же там ужасно... И уж точно я бы не стала что-то там таскать через таможню. Это тогда народ был непуганый, а сейчас все знают, что нельзя у незнакомца брать посылочку для перевозки через границу», – подмечает девушка.
Кстати, для себя можно было провезти совсем немного: давали буквально пару килограмм от веса. Так что приморцы старались надеть на себя как можно больше купленного: три футболки, мужская рубашка и сверху куртка, в карманы которой напихано еще разных мелочей.
Фото: ФедералПресс / Анастасия Полетаева