30 марта Владимир Путин проведет совещание по ситуации в авиационной отрасли. Ужесточение санкционной политики вызвало немало проблем: от временного закрытия аэропортов на юге страны до продажи части авиапарков. Но региональные перевозки пострадают наименьшим образом, считает авиаэксперт, главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров. Будут ли летать регионы – в эксклюзивном интервью «ФедералПресс»
Роман Владимирович, мы сейчас наблюдаем, как задерживают наши воздушные суда за границей из-за проблем с лизингом. Авиакомпании не могут вернуть людям деньги за билеты. Что будет с региональными перелетами после введения санкций? Теперь только поезда и машины?
— По большому счету региональному сегменту наших авиаперевозок ничего не угрожает. Санкции в отношении парка воздушных судов региональный сегмент затрагивают на очень малый процент. К тому же в регионах сосредоточен парк самолетов, который в любом случае будет летать дальше. Международных полетов в регионах преимущественно нет. Каких-то угроз и ограничений мы тоже не видим. А программа субсидирования социально значимых региональных маршрутов сохраняется, и даже увеличивается. Я думаю, что все будет более-менее штатно.
Летаем дальше?
— По России летаем дальше, однозначно. Но Россия тоже большая. И существуют разные типы перевозок: есть магистральные, среднемагистральные, дальнемагистральные, ближнемагистральные и региональные перевозки. Я не вижу никаких причин ожидать каких-то ограничений в авиаперевозках. Ну, единственным, пожалуй, ограничением может стать платежеспособность населения.
А что будет с билетами? Подорожают?
— Перелеты неизбежно будут дорожать. Курс рубля изменился, цена на керосин выросла, растут и аэропортовые сборы. В конце концов та же цена на питание выросла. Дорожает буквально все, и в этой ситуации авиакомпании просто вынуждены будут поднимать цены.
Есть большой пласт несубсидируемых маршрутов. Здесь, конечно, авиакомпании неизбежно поднимут цены. А сейчас любое повышение цены бьет по карману. Но, скорее всего, здесь будет сказываться в первую очередь психологическая готовность людей тратить деньги на не очень обязательные полеты. Если раньше мы летели, чтобы повидаться с родственниками, то пандемия приучила пользоваться видеосвязью. Это стало почти нормой. Люди дни рождения отмечают, чокаясь через экран компьютера. Сегмент не жизненно необходимых авиаперелетов, безусловно, отпадет.
А как с субсидируемыми маршрутами? Не лететь нельзя, а лететь по увеличенной цене людям будет не на что…
— Если говорить о субсидируемых маршрутах, то существуют различные программы поддержки, где компенсируется до 50 % стоимости. Значит, цена на билеты останется в зоне доступности для населения. Взять ту же Якутию и Магадан: там порядка 40 аэропортов на огромной территории с населением всего миллион человек. Как один крупный город. А ведь там нет другой альтернативы – люди все равно будут летать. Люди на самолетах возят детей в школу, за продуктами, за получением медпомощи. Так что как летали – так и будут летать, деваться в любом случае некуда. Государство как поддерживало доступность местных перелетов для населения, так и будет поддерживать. Помимо федеральных существуют и региональные программы. А чаще всего это происходит по системе софинансирования бюджетов. И в этом финансовом тандеме становятся доступными региональные авиаперелеты. Я пока не слышал, чтобы какой-то регион пожаловался, что в этом году может денег на авиаперевозки не хватить и что вынуждены сократить какие-то маршруты по этой причине.
Я не думаю, что у людей закончатся деньги. Просто население может перейти в режим экономии в ожидании худших времен. А в первую очередь человек на чем экономит? На путешествиях. Хотя, что касается регионального сегмента, люди летают как правило не ради отдыха, а по делу.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева, Полина Зиновьева
Санкции против России