Рынок автомобилей – пожалуй, тот сектор экономики, где в последние недели творятся настоящие чудеса: цены летают, машины то пропадают, то образуют на стоянках автосалонов заторы за ненадобностью. Стоит ли сегодня покупать подержанную машину и разумно ли продавать старую – ответы на вопросы нашел «ФедералПресс».
Несите мне «Корвалол»
Угораздило меня отправиться по автосалонам, торгующим подержанными машинами, именно в этот апрельский день. Ни неделей раньше, когда ситуация была совсем другой, ни неделей позже, когда есть шанс, что все станет как-то разумнее. Дело в том, что именно в начале этой недели большая часть салонов автовторички перешла на новую политику: предлагать за сдаваемые авто стали невероятно мало. В этом мы убедились, проехавшись по трем конкурирующим магазинам.
В первом мою машину, иномарку четырех лет от роду, оценили в 450(!) тысяч рублей. Перекупщики прямо в глаза мне, единственному владельцу, знающему всю подноготную, сообщили, что у моей целехонькой машины битая передняя часть и вообще нет подушек безопасности. Хм, аккуратно интересуюсь: с чего они это, собственно, взяли? Ответ был простой: «Нам так кажется».
Я решила узнать, по какой цене тут продают авто, аналогичные моему. Тот же год, та же марка. 1200–1250 тысяч рублей. Несложным арифметическим действием вычисляем, что разница между покупкой и продажей составила 800 тысяч рублей.
Следующий салон оказался менее забористым – оценили в 500 тысяч, продают похожее за 1 миллион 150 тысяч. Разница в 650 тысяч рублей. Ну, тут хотя бы мордаху моей малышки битой не обзывали.
Третий салон – снова готовы забрать машину за полмиллиона. Этот был поменьше, поэтому нашла лишь похожие машины в ассортименте, по году и классу. Цена за них колебалась от миллиона до 1,2 млн рублей. Получается, эти гуманисты занизили мне цену всего вдвое.
«Вы выбрали самое неудачное время для продажи машины, – видя мою растерянность, признался продавец-консультант. – Еще неделю-две назад вашу машину забрали бы за 700–800 тысяч, без вопросов. А сегодня политика – платить как можно меньше. Денег на выкуп нет, а на стоянку посмотрите».
Действительно, парковка выставленных на продажу авто заполнена под завязку.
«Есть у вас «Ауди»? Нет? Жаль»
Похожую картину наблюдаю у каждого автосалона: машин не просто много, а очень много. Интересно, что до 90 % предлагаемых марок – «Рено», «КИА», «Хендай». Они стоят длинными ровными рядами, поблескивая на солнышке, очень недешевые и никому не нужные. Такого не было с 2014 года, морщит лоб мой собеседник из автосалона.
«Март был золотой у нас. Как вся эта история началась, смели все. Особенно резво улетали машины премиум-сегмента, – делится впечатлениями консультант. – Была даже «Ауди» за 3 миллиона, и ту забрали. Есть у вас «Ауди»? Нет? Жаль. За него бы дали хорошую цену, а вот за эти все марки (показывая на все те же «КИА», «Рено» и «Хендаи») ни один салон вам сегодня нормальных денег не даст».
Несмотря на рост цен на автовторичку, который с 24 февраля составил около 35–40 %, в тюменских автосалонах отлично разошлись подержанные «Форды», «Мазды», «Тойоты». Улетели «Мерседесы», вышеупомянутые «Ауди», «Инфинити» и «Вольво». Словом, разошлись попавшие под санкции марки и машины премиальных брендов. Люди, опасаясь дальнейшего роста цен, спешили поменять «коней». И выбирали те марки, что, возможно, вернутся в Россию не скоро.
Также важным нюансом при покупке был возраст авто (лучше до трех лет, кому охота возиться с золотым ремонтом). Предпочтительнее те машины, которые имели лишь одного владельца.
Прогноз на завтра
Рост спроса на машины в конце февраля – начале марта эксперты оценивают в 40 %. После такого хлопка рынок замер: все, кто хотел, машины поменяли, спрос упал процентов на 60, делятся наблюдениями консультанты.
«Теперь, значит, и цены вниз пойдут», – интересуюсь осторожно. В ответ лишь разводят руками: вряд ли, кто станет цены понижать – такого никогда не бывало.
«У автомобилей, которыми сегодня заставлены парковки перекупщиков, в России хорошая ротация, на вторичный рынок выбрасывается достаточное количество авто эконом-сегмента, поэтому на них нет ажиотажного спроса. И здесь, на мой взгляд, цены растут исключительно из-за жадности, – поделился мнением главный редактор Бюро ИКС Роберт Ян. –Совсем другое дело с машинами брендов, которые уходят из России. Сегодня они востребованы со всех ипостасях – и целиком, и под разбор. Кстати, по всей стране выросло и число их угонов под разбор. И здесь снижения цены, думаю, не будет».
Но есть в стане экспертов и те, кто придерживается более оптимистичного настроя: рынок перегрет, предложение машин слишком обширное, а денег у людей больше не становится. Стабилизировать рынок сегодня можно, лишь спустив пар – то есть переписав ценники. Какими они будут в реальности – покажет время.
Вместо послесловия
Чтобы понять, какова же реальная цена за мою машину сегодня, я решила заехать к независимому оценщику. Заглянув под каждый дворник и каждый брызговик, специалист заявил: «900 тысяч, нормально».
На мой вопрос, что же делать, он просто ответил: «Лучше не спешить. Ситуация сегодня и впрямь очень необычная, такого еще не было. Если же совсем «горит», лучше попытаться продать машину напрямую, не прибегая к услугам перекупщиков».
Фото: ФедералПресс /Евгений Поторочин.Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова