Международные санкции и уход с российского рынка западных компаний заметно отразились на автомобильной сфере. Руководитель новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков в интервью «ФедералПресс» поделился мнением о том, как владельцам машин не разориться в нынешних условиях, а также сэкономить на услугах и обезопасить свое авто.
Лучше пока не делать покупок
Насколько болезненно санкции ударят по автолюбителям? Как уже изменился рынок машин, и что его ждет в ближайшем будущем?
–Авторынок в связи с последними событиями в мире и стране скукожился. Многие автовладельцы сняли с продаж автомобили и закрыли объявления. Люди понимают, что стабильности на сегодняшний день нет. Мне кажется, возрастет количество сделок по обмену авто. Это будет безопаснее. Просто так продать машину и сидеть с деньгами, не понимая, сколько они будут стоить, нецелесообразно. Рынок новых автомобилей упал до нуля, ценность конкретного товара увеличилась, так как его нет.
Кроме того, не каждый автомобилист сейчас может позволить купить себе то, что планировал ранее. Даже отечественные автомобили подскочили в цене и стоят теперь больше миллиона. Когда началась спецоперация, я советовал автомобилистам покупать машины, если их устраивала цена, а затем вкладывать деньги в валюту. Владельцам авто советовал их не продавать. Но это было в первые дни, когда еще было окно возможностей. Сейчасрекомендую всем автомобилистам сделать паузу и переждать, либо меняться машинами – это более безопасно.
Отдельный вопрос касается шин – есть ли их дефицит, и будет ли рост цен?
–Дефицита шин нет. Но цены на новую резину значительно выросли. Многие предприятия, которые производили их, принадлежали зарубежному бизнесу и выпускали продукцию на местных заводах, но на линиях с импортными комплектующими и на иностранном оборудовании. Теперь, когда из-за политической ситуации компании ушли с рынка, нужно взять некий мораторий – время ожидания примерно в шесть месяцев. Тогда будет понятно: или они ушли безвозвратно, или начнут возвращаться. В том числе автоконцерны и производители шин.
Раз поставки из-за рубежа закрыты, стоимость товара будет диктоваться не себестоимостью продукции, а уникальностью вещи. Это касается всех товаров, которые приходят из-за рубежа. Все упирается в желание компаний. Продавцы подняли цены по максимуму, но, когда доллар упал, ценники остались на прежнем уровне. Они оправдывают это тем, что цена выросла из-за уникальности вещи. Контролирующие органы должны строго спрашивать, на каком основании покупают по одной цене, а продают в разы дороже. И за недобросовестное обогащение должны наказывать. А у нас рыночные законы Дикого Запада – «за сколько захочу, за столько продаю».
Цена выросла в среднем на 40–50 %. Резину меняют в среднем раз в 3-5 лет, при этом два раза в год (зимнюю и летнюю). Ее редко доводят до состояния, когдауже невозможно использовать. Это не предмет первой необходимости, поэтому торопиться с покупкой не надо. Либо можно отдать предпочтение китайским шинам, но тут кому как повезет. На мой взгляд, все зависит от условий эксплуатации. Те, кто предпочитают спокойную езду, могут вполне пользоваться китайскими шинами, кто предпочитает агрессивную, останутся недовольны покупкой.
Время ремонтировать машину
Как изменился рынок автоуслуг?
–Как только стало понятно, что компании уходят, а запчасти дорожают, люди, которые планировали ремонт летом, побежали ремонтировать сейчас, чтобы успеть по старым ценам. На автосервисах сейчас очереди. Также и в кузовном ремонте. Доля импорта в этом сервисе большая – краска, лак, грунтовка – все иностранное. Если раньше уходило на один элемент 500 рублей за лак, то сейчас минимум 1200. Поэтому для автовладельцев, например, раньше покраска одного элемента обходилась в 5-7 тысяч, теперь – от 18 тысяч. Автомобилисты опасаются новых удорожаний. И это справедливо.
Сами работы пока, к счастью не подорожали или подорожали незначительно. Но не факт, что цена не вырастет в будущем. Никто не знает, что будет дальше.
А топливо тоже будет дорожать?
–Нефтедобывающие компании заявляли, что держать законсервированными нефтяные скважины невыгодно. Они волей-неволей будут ее вырабатывать. Европа массово отказывается от нефтяных контрактов с Россией, в стране происходит ее затоваривание. Чтоб люди брали бензин, нужно или снижать, или хотя бы не повышать цену. Не вижу предпосылок для роста цен на бензин. Кроме того, может еще и снизят незначительно.
Газа это не касается, пока многие европейские страны его покупают охотно. В дальнейшем, думаю, большинство стран будут закупать газ на условиях России, потому что новые логистические цепочки, объем, который они хотят закрывать – все это вызывает большие вопросы. Газ Европе нужен, и пока это так, цены на него падать не будут. Если же газ начнет дорожать, это вызовет дополнительное недовольство у россиян, поэтому правительство, скорее всего, будет держать цены до последнего.
Сможет ли отечественный автопром закрыть потребности российских покупателей?
–Отечественный производитель хотел бы закрыть потребности, но на сегодняшний день у нас нет в автомобилестроении случаев, чтобы не присутствовал импортный компонент. Мы как на игле.Быстрее других способна вернуться к отечественному производству «Нива» – она на 70 % зависит от российских комплектующих, на 30 % – от импорта. Но мы в этом случае проиграем технологически – нас ждет путь к карбюраторам, отсыл на 40 лет назад. Эти моменты угнетают. Даже на новом «Камазе», оказывается, двигатель стоял американской компании. Да, он замечательный, но он принадлежит стране, с которой мы сейчас политические противники, которые против нас объявили экономическую войну.
Как такое могло получиться, большой вопрос к нашему правительству: как они за все эти годы не наладили своего производства? Сделали совместные предприятия, зарубежным автокомпаниям дали сделать тут заводы, но по сути, не замкнули цепь на отечественных поставщиков. Все тащат из-за границы. Когда случилась вся эта ситуация, мы оказались не готовы. «Нива» более-менее сможет справиться, «Лада гранта» тоже частично, остальные сильно завязаны на импортные комплектующие. Скорее всего, рынок будет ориентирован на Китай. При этом Китай тоже быстро сориентируется, и его производителиначнут поднимать ценыиз-за отсутствия дешевых аналогов.
Станет больше угонщиков
Чего ожидать на рынке подержанных автомобилей?
–Сейчас некоторые автомобили стоят в продаже с наценкой в 1,5 – 2 миллиона. Продавцы надеются, что кто-то купит, но за такие сумасшедшие деньги этого делать не стоит.
Какое-то время необходимо для стабилизации цен на рынке. Но когда люди захотят снова покупать, а выбора не будет, начнется подорожание. Автомобилисты будут понимать, что хоть машине 15-20 лет, но это Toyota или Mercedes, и цены пойдут вверх, хоть и незначительно.
Запчасти не приходят, б/у в цене будут расти, а большого потока машин из-за рубежа не предвидится. И тогда такие машины начнут разбирать как доноров на авторазборах. Те, которые угоняли для продажи, будут распиливать и разбирать. В 2000-е годы авторазборы были настоящим Клондайком. Там встречались и угнанные машины, и битые из Японии и Европы, и разрезанные. С них снимали все, что можно продать. Рентабельность была до 300-400 %. Это очень прибыльно – их не нужно легализовать.
Чем такой бизнес опасен сейчас?
–Законодатели Санкт-Петербурга предложили в Госдуме РФ ужесточить ответственность за угон автомобилей – перевести такие преступления из разряда тяжких в особо тяжкие, чтобы вместо наказания в7 лет было 10-15 лет. Думаю, это важное и хорошее предложение. Такие преступные сообщества сейчас активизируются, так как в стране рост безработицы. Понятно, что это не остановит преступные группировки, которые охотятся за элитными автомобилями, но простой человек, который ступил на преступный путь, задумается, если ему будет грозить 15 лет лишения свободы.
Как автовладельцы могут обезопасить свои машины от угона?
–Свою машину сейчас нужно защищать по максимуму. Помимо заводской сигнализации лучше установить замок капота. От угона также советую приобрести дополнительно блокираторы коробки и рулевого вала. Для дополнительной защиты можно использовать специальные радиомаяки. Их прячут в неприметные места в машине, и в случае угона владельцу будут приходить сигналы, где его транспортное средство в тот или иной момент находится. В случае угона эту информацию можно отправить правоохранителям.
Также я бы посоветовал автомобилистам помимо полиса ОСАГО приобретать КАСКО-Профи, чтобы избежать ситуаций, когда человек попадает в ДТП не по своей вине, а у другого участника аварии нет страховки. При такой ситуации нужно идти в суд, который не гарантирует полного возмещения средств – ведь у второй стороны их просто может не быть, к тому же тяжбы отнимают много времени. Приходя к страховщикам с КАСКО-Профи, пострадавшая сторона получит обслуживание на хорошей станции с оригинальными запчастями, а не расчет деньгами по старым ценам в неспокойное время. Да, заплатить за полис пять тысяч, и еще сверху десять за КАСКО-Профи – это дорого, но это инвестиция в спокойствие в нестабильное время.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Санкции против России