Top.Mail.Ru
Общество
Пермский край
0

Двигатели для «Ангары» и Леонов с Беляевым в тайге: как Прикамье связано с покорением космоса

Пуск ракеты Ангара
Свой весомый вклад в успешный пуск ракеты «Ангара-А5» внесли пермские моторостроители

В успешном первом пуске тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5», который буквально накануне Дня космонавтики произвели с космодрома Восточный, есть большая заслуга пермских моторостроителей. И это неслучайно: история отечественной космонавтики неразрывно связана с Пермским краем. Именно в Прикамье приземлилась капсула с собачкой Звездочкой, чей полет в марте 1961-го стал последней проверкой перед отправкой Юрия Гагарина. А спустя четыре года именно в вернехкамских лесах искали Павла Беляева и Алексея Леонова после их легендарного полета на корабле «Восход-2». Об этих и других любопытных фактах – в материале «ФедералПресс».

Приключения Леонова и Беляева в морозных усольских лесах

Все, кто прилетает в столицу Прикамья, из аэропорта Большого Савино добираются до Перми по шоссе Космонавтов. Его название связано с одним из самых драматичных полетов в истории отечественной космонавтики, который удивительным образом все же завершился благополучно... в морозной прикамской тайге. Речь о легендарном полете на корабле «Восход-2» экипажа Павла Беляева и Алексея Леонова в марте 1965 года. Тогда человек впервые вышел в открытый космос: 18 марта это сделал Леонов, который пробыл в безвоздушном пространстве 12 минут и 9 секунд.

Сам полет ознаменовался целым рядом нештатных ситуаций, из-за которых экипаж несколько раз оказывался на грани гибели. Одна из них произошла во время возвращения Леонова в корабль после выхода в открытый космос. Из-за сильно раздувшегося скафандра он не мог протиснуться в люк шлюза. Нарушая инструкции, космонавт стравил кислород и смог вернуться в «Восход-2» головой вперед (хотя это следовало сделать ногами вперед).

На этом неприятности экипажа не закончились. По словам Леонова, всего во время полета случилось семь нештатных ситуаций, из которых три-четыре были потенциально смертельными. Серьезные проблемы возникли при возвращении на Землю: у космического судна отказала автоматическая система ориентации, и его пришлось сажать вручную. С чем блестяще справился Павел Беляев (и тоже сделал это впервые в истории космонавтики!).

Как позже вспоминал Алексей Леонов, их экипаж осознанно выбрал район посадки в уральской тайге – в 150 километрах от Соликамска. Космонавты руководствовались соображениями безопасности: чтобы при посадке ничего не разрушить и никому не навредить. В итоге в полдень 19 марта они приземлились в глухой и морозной тайге в Усольском районе (в 180 километрах к северу от Перми). Место посадки Леонова и Беляева прикамские вертолетчики обнаружили достаточно быстро – через четыре часа. И уже утром 20 марта к ним сумели пробраться первые спасатели. Однако эвакуировать будущих почетных жителей Перми из морозного леса удалось только 21 марта. На вертолете их доставили в столицу Прикамья, где героев встречали толпы людей. Вскоре дорогу, по которой космонавтов везли в аэропорт Большое Савино, назвали шоссе Космонавтов.

О всех космических и земных перипетиях того полета прекрасно рассказывает замечательный фильм «Время первых», вышедший в 2017 году. Создателей киноленты консультировал сам Леонов, роль которого исполнил Евгений Миронов. Беляева сыграл Константин Хабенский.

Как «удачливого космонавта» Звездочку спасли от самоуничтожения в капсуле

Но Беляев с Леоновым были отнюдь не первыми космонавтами, приземлившимися в Прикамье. Ровно четырьмя годами ранее – только уже на юге региона – разыскивали капсулу с собачкой Звездочкой. 25 марта 1961 года она совершила полет на космическом корабле «Восток-3КА-2», который длился 106 минут. Вместе с ней на борту находился манекен «Иван Иванович» с зашитой капсулой человеческой крови. Как и многие другие четвероногие космонавты, Звездочка была дворняжкой, найденной на улице. Сначала ее звали Удачей и, по одной из версий, новую кличку ей придумал сам Юрий Гагарин.

С космонавтом № 1 Звездочку связывает и то, что ее путешествие в компании с манекеном стало завершающей проверкой перед историческим полетом Юрия Гагарина на корабле «Восток-1».

Кстати, Юрий Гагарин, Герман Титов и другие будущие космонавты лично провожали Звездочку перед ее запуском в космос. Полет прошел удачно, корабль совершил один виток вокруг орбиты и спустя 106 минут после запуска его свели с орбиты. Манекен «Иван Иванович» удачно катапультировался во время спуска, а контейнер с дворнягой также благополучно приземлился в специальной капсуле недалеко от деревни Карша в Фокинском районе (сейчас это Чайковский округ).

Несмотря на плохие погодные условия, ижевскому летчику Льву Оккельману на Як-42 удалось оперативно обнаружить «шар» со Звездочкой. Но вызволить собаку из капсулы он не мог. Это сделали столичные специалисты, которые прибыли к месту посадки на следующий день, 26 марта. Они «разминировали» шар, тем самым спасли его от самоуничтожения, а Звездочку от гибели.

Спустя 17 дней после ее полета в космос впервые отправится человек – наш Юрий Гагарин. Сейчас на въезде в деревню Карша установлен знак в память о месте приземления Звездочки.

Реанимация мертвой станции

Так вышло, что среди уроженцев Прикамья нет космонавтов. Но все-таки судьба одного из них тесно связана с Пермью. В 1957 году Виктор Савиных после школы приехал из родной Кировской области в город на Каме, чтобы поступить в техникум железнодорожного транспорта. Годы учебы в нем он всегда вспоминает с удовольствием. Именно в Перми Виктор Савиных познакомился со своей будущей женой. Как ни странно, но вполне земная профессия «путеец-техник», полученная в Перми, в итоге привела его в космос.

«Мне очень нравился в техникуме предмет «Геодезия». И после армии я поступил в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии», – рассказывал на одной из встреч с пермяками Виктор Савиных.

Окончив с отличием институт по специальности «Оптико-электронные приборы», он начал трудиться в ЦКБ экспериментального машиностроения. Его отдел разрабатывал системы управления космических кораблей, оптических приборов для кораблей «Союз» и станции «Салют». В декабре 1978 года Виктора Савиных зачислили в отряд космонавтов. В качестве бортинженера он совершил три полета к орбитальным станциям «Салют-6» (1981 год), «Салют-7» (1985) и «Мир» (1988). В общей сложности Савиных провел в космосе больше 252 суток. Любопытно, что он стал 50-м по счету советским и 100-м космонавтом в мире.

Их экспедиция с Владимиром Джанибековым в 1985 году к станции «Салют-7», которая потеряла управляемость из-за сбоя питания, считается уникальной и одной из самых сложных в отечественной космонавтике. Подробности экспедиции и спасения станции Виктор Савиных описал в своей книге «Записки с мертвой станции». На ее основе сняли фильм «Салют-7», вышедший на экраны в 2017 году. Роль Виктора Алехина, прототипом которого был Савиных, в киноленте исполнил Павел Деревянко. Командира корабля Владимира Федорова (Джанибекова) сыграл актер Владимир Вдовиченков.

Виктор Савиных признал этот фильм «нужным и хорошо сделанным», но дважды Героя Советского Союза расстроила масса фактических неточностей в нем.

Кстати, сейчас в Перми имя Виктора Савиных носит техношкола № 129 в поселке Новые Ляды.

Дорога в космос начинается на земле

Биография Виктора Савиных, которому 7 марта исполнилось 82 года, наглядно подтверждает, что «дорога в космос начинается на земле». Именно такой слоган написан на стеле, установленной на шоссе Космонавтов в Перми в честь легендарного полета Беляева и Леонова. Но этот памятник еще и дань уважения труду нескольких поколений пермских моторостроителей, без которых сложно представить отечественную аэрокосмическую отрасль.

12 марта 1958 года в столице Прикамья создали спецпроизводство по изготовлению жидкостных ракетных двигателей на моторостроительном заводе № 19 им. Сталина. Уже в следующем году после успешных испытаний здесь наладили серийный выпуск жидкостных ракетных двигателей РД-214 ракеты Р-12 и ракеты-носителя «Космос».

В 1962 году на предприятии начали подготовку к изготовлению более мощного двигателя – РД-253. Именно эти двигатели, которые на пермском предприятии (в 1964 году стало называться «второе производство») выпускали почти четверть века, устанавливали на первую ступень ракеты-носителя «Протон». На рубеже 90-х его модифицировали и создали РД-275, тем самым значительно увеличив возможности РН «Протон».

Сегодня преемник «второго производства» – «Протон-ПМ» – продолжает традиции пермских моторостроителей и считается одним из ведущих предприятий ракетно-космической промышленности России. В составе первой и второй ступеней ракеты-носителя «Ангара-А5», которую впервые в истории запустили 11 апреля с космодрома Восточный, успешно отработали пять двигателей РД-191. В их производстве непосредственно задействованы сотрудники пермского предприятия. На «Протоне-ПМ» освоили выпуск ключевых комплектующих РД-191, включая турбонасосный агрегат, бустерные насосные агрегаты окислителя и горючего, трубопровод с инжектором, фильтр и клапан окислителя.

«Наша задача – организовать серийное производство освоенных ранее комплектующих, чтобы гарантировать дальнейшие пуски «Ангары» с полезной нагрузкой в интересах страны», – отметил директор завода Иван Краснов.

Ранее «ФедералПресс» рассказывал, как проходил первый в истории пуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» с космодрома Восточный в Амурской области. Этот успешный старт положил начало летно-конструкторским испытаниям космического ракетного комплекса «Амур».

Фото: РИА Новости / Сергей Бобылев , РИА Новости / Алексей Дружинин, РИА Новости / Владимир Астапкович

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.