Пятый пакет санкций Евросоюза заставил Восток посмотреть на Запад иначе – ЕС создал сухопутную и морскую блокаду для транспорта, зарегистрированного в России или Беларуси. Дальнейшие санкции могут перекрыть железнодорожное сообщение, во всяком случае, транспортно-логистические компании уже ищут путь в обход России. Это может реорганизовать Новый Шелковый путь, и обратно на Транссиб китайский трафик уже не вернется. Где ляжет альтернативный маршрут Китай – Европа, выяснил «ФедералПресс».
Токсичные «мы»
По словам уральского экономиста Константина Селянина, сейчас идет глобальная перестройка всех логистических цепочек, и началась она задолго до всех событий, связанных с Украиной. Если же СВО на Украине будет затягиваться, то санкции в отношении России и Беларуси продолжат нарастать. При этом западные страны принимают решения, даже понимая, что это им вредит, но тем не менее готовы на самые жесточайшие санкции.
«Факт – сегодня европейские, да и азиатские страны, воспринимают как токсичное все, что связано с Россией и Белоруссией. Поэтому санкции нарастают. Каждый пакет становится все сложнее для России – это действительно так. Уже в пятом пакете есть ограничение на перевозки и морское сообщение. А это означает, что российский экспорт будет сложно доставлять до привычных рынков, – рассуждает Селянин. – Можно ли перекрыть железнодорожное сообщение? Можно. Пока это не обсуждается, по крайней мере всерьез, но я не исключаю, что в седьмом или восьмом пакете санкций это будет сделано».
Закрытие путей ставит под угрозу внешнеэкономические отношения. Россия, например, крупнейший экспортер зерна в мире – оно идет в Индию, Латинскую Америку, Египет, практически по всему миру, меньше всего в Европу и Америку. Затягивание поясов с обеих сторон противостояния заставляет искать альтернативные решения.
Китайский импорт
Один из крупнейших проектов современности по транспортировке грузов в XXI веке запустил КНР. Китай прокладывает новый трафик торговли в Европу, как это было в Средние века. Тогда Великий Шелковый путь тянул караваны от Восточной Азии к Средиземноморью. В наше время КНР создает Новый Шелковый путь, для транспортировки грузов задействована вся Транссибирская магистраль. В 2022 году объем перевозок перевалил за 1 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – условная единица объема контейнерных перевозок, за которую принят контейнер. – Прим. ред.). Для сравнения: в 2011 году Китай отправил в Европу всего лишь 17 поездов.
Четверть объема остается в России – это машинотехническая продукция и промтовары, металлопродукция, стройматериалы, готовая химическая продукция и химическое сырье. А львиную долю, 60 % всех контейнеров из Китая, принимает Германия. Европа ждет ноутбуки, LCD-мониторы, автозапчасти, сталь, прокат, промышленные изделия. КНР отправляет керамику, стройматериалы, одежду, обувь, текстиль.
Железнодорожный путь более выгоден для бизнеса из-за комфортных тарифов по сравнению с морским путем. По времени перевозка по суше сокращается в два раза, что ускоряет оборот капитала. Сейчас основные грузоперевозки идут по Транссибирской магистрали, чтобы ускорить поставки грузов, КНР инвестирует в строительство железнодорожной ветки Китай – Монголия – Россия. Но есть и альтернативные пути, которые в силу неразвитой инфраструктуры остаются дорогими.
Мимо нас
В соседнем с Россией Казахстане стали заявлять о возможных проектах транзита. Казахстан всегда исполнял роль транзитера, и сегодня здесь открываются новые возможности для развития, рассказывает казахстанский экономист Сергей Домнин.
«Есть заявления о возможных проектах транзита. Большая часть транзита в РФ через РК – это транзит из Китая и в меньшей степени – из стран Центральной Азии. Казахстанским грузоотправителям из-за возможной блокировки канала поставок через Россию и Беларусь ищут другие направления и коридоры, в том числе Транскаспийский международный транспортный маршрут. Это направление дороже, но альтернатив у нас немного», – говорит казахстанец.
Он считает, если территория России для транзита будет закрыта, то других вариантов, кроме как загружать оставшиеся коридоры, в том числе Транскаспийский, не останется.
Как раз Казахстан и ряд других стран приобретают новые возможности. Те проекты, которые раньше были вялотекущими или только обсуждались, теперь будут в ускоренном порядке утверждаться и строиться. Так, если раньше обсуждался ход «китайского каравана» через Каспий на Баку и далее в Турцию и Европу, то ныне власти РК объявили о возведении в морском порту Актау контейнерного хаба для развития грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ).
По оценкам министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, в 2022 году объем перевозок через морские порты Актау и Курык планируют довести до 10 млн тонн. Строительство хаба предложил сингапурский инвестор, Казахстан планирует привлечь в парк мировых контейнерных операторов, таких как Maersk, MSC и Cosco Shipping.
Построить большой хаб, чтобы «переваривать» груз, который идет сейчас Транссибом, – это потребует серьезных вложений в сотни миллиардов долларов и много времени, обратил внимание уральский экономист Константин Селянин. С другой стороны, в этом вопросе есть интересы и у Китая, и у Евросоюза, а такие крупные игроки могут протоптать путь в обход России ускоренными темпами.
Опустеет ли Транссиб?
Недавно Казахстан открыл для транзита из Китая международный переход Достык – Алашанькоу. Это один из важнейших пунктов на карте Нового Шелкового пути. Теперь, если строительство контейнерного хаба в Актау ускорится с помощью сингапурских инвестиций, транспортные компании смогут использовать запасной план и повернуть к Каспийскому морю.
«Здесь казахи, я считаю, очень вовремя пользуются ситуацией, по принципу «Куй железо пока горячо». Потому что наверняка существуют и другие альтернативные варианты. На мой взгляд, все идет к этому, что обход России появится. Понимаете, это политические решения можно отменить, а вот экономические решения сложнее. Крупнейшие контейнерные компании, тот же датский Maersk и другие, уже отказываются перевозить российское – и это серьезный удар», – считает экономист.
Из-за транспортных санкций в ближайшие полгода будет наблюдаться бардак в логистике, а предприниматели будут искать иные пути и мощности, которые ранее не воспринимались в силу дороговизны. Именно поэтому развитие может получить маршрут ТРАСЕКА.
Изменение логистики приведет к удорожанию товаров, но, вероятно, экономические державы к этому готовы. По словам эксперта, есть и другой очевидный риск. Если необходимая инфраструктура начнет строиться, даже после отмены санкций Новый Шелковый путь уже не изменит логистики. «И пойдет этот путь уже в обход России. И мы уже не вернем те объемы, которые есть сейчас, – совершенно очевидно», – прогнозирует Селянин.
Фото: Vladimir Snatenkov, Rosatom, Maksim Konstantinov, ALEXEY BYCHKOV / Global Look Press / globallookpress.com
Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова
Санкции против России