Власти Европейского союза готовят шестой по счету пакет санкций, направленный на поставки нефти из России. Предыдущие пять, конечно, были неприятными для нашей страны, тем не менее сломать экономику не смогли. О том, как Россия противостоит разного рода ограничениям и рестрикциям, какой они несут эффект для иностранных компаний, обсуждали участники онлайн-конференции «Экономика против санкций», состоявшейся в Москве. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Мобилизация экономики
Введенные правительствами западных государств санкции против России поставили отечественный бизнес в весьма непростое положение, срикошетив одновременно по европейским компаниям, связанным с нашей страной. Не все из них выдержали удар: если «крупняк» смог перестроить цепочки поставок, то малые и средние фирмы стали нести серьезные финансовые потери и даже закрываться.
Пострадали и простые жители Европейского союза, увидев, как растут цены в магазинах. В январе нынешнего года инфляция в еврозоне составила 5,1 %, в феврале – 5,9 %, в марте скакнула до 7,4 %. Самый высокий уровень инфляции наблюдался в минувшем месяце в Эстонии, Литве и Латвии. Фактические европейские граждане оказались на грани выживания.
Сегодня наблюдается интересная картина: Россия всячески смягчает санкционные удары, поддерживая свой бизнес, тогда как власти Европейского союза продолжают готовить новые ограничения и рестрикции, загоняя экономику в коллапс. Впрочем, они уже стали понимать, какие далеко идущие последствия это может иметь, поэтому стали появляться рекомендации европейским производителям не стремиться уйти с российского рынка побыстрее.
«Если год назад мы считали, что ковид стал одной из главных проблем для глобальной экономики, то теперь он оказался на втором плане, хотя его пандемия оказала своеобразную услугу: ряд систем перешли в мобилизационный режим и помогли перестроить экономику на новую рельсы, в том числе в России, – отметил Андрей Назаров, председатель правительства Башкортостана. – Сегодня главной причиной мобилизации глобальной экономики являются санкции против России. Наибольшее количество санкций ввели Швейцария, Европейский союз, Австралия, Великобритания, США и Япония».
Рикошет по бедной Африке
С момента начала специальной военной операции по демилитаризации Украины президент России Владимир Путин не раз подчеркивал, что наша страна будет выполнять свои обязательства, включая и поставки углеводородного сырья.
Между тем, установление правительствами США, Европейского Союза и их сателлитов ограничительных мер против России больно ударило по странам Африки: их жители зависят от поставок российского зерна, и отказ международных логистических операторов перевозить его поставил их на грань голода. Это, в свою очередь, может привести к мощной волне нелегальной миграции из Африки в Европу с последующим ростом преступности и всплеском социальной напряженности.
Масштабы же потерь западного бизнеса от ухода с внутреннего рынка России будут колоссальными.
«До 2022 года в России работало более 28 тыс. компаний с иностранным участием. Для них российский рынок был высокомаржинальным, его доля в их выручке достигала 12 – 20 %», – подчеркнул Андрей Назаров.
С ним согласился Тьери Мариани, депутат Европейского парламента:
«До санкций для Европейского союза российский рынок был вторым по объему экспорта. Выручка только пищевых компаний от работы на нем составляла 12 млрд долларов».
По его словам, многие французы не поддерживают курс, проводимый нынешним президентом страны Эммануэлем Макроном, так как участие Франции в санкционной борьбе не принесет для нее никакого положительного результата. Тем не менее, президента переизбрали на второй срок. Пандемия же коронавируса наглядно показала, как связаны различные государства друг с другом, и действия против одного из них неминуемо повлияют на остальных. Франция тому исключением точно не будет.
«Санкции зачастую являются инструментом подчинения США и ведут к удлинению конфликтов. Сирия, Конго, Иран, Ирак, Куба, Северная Корея – ни один из конфликтов в них не был решен с помощью санкций. Например, из-за санкций против Ирака в нем погибло 500 тыс. человек», – добавил Тьери Мариани.
Адаптация за 8 лет
Россия из складывающейся негативной ситуации сможет выйти победителем, уверен Кристофер Уифер, основатель консалтинговой компании Macro-Advisory:
«Россия находится под санкционным давлением с 2014 года, и люди в вашей стране смогли к нему адаптироваться».
Среди реализованных за последние восемь лет мер приспособления – серьезная реструктуризация доходов и расходов федерального бюджета, его базирование на крайне низкой цене нефти – 50 долларов за баррель. У России едва ли не самый низкий размер долга в мире – менее 3 % от величины валового внутреннего продукта. Слабые звенья ее банковской системы были устранены, и вряд ли стоит ожидать финансового кризиса.
«По сравнению с 2014 годом Россия достаточно гибка и показывает хорошую подготовку к неблагоприятным воздействиям: она адаптировала к ним свою экономику и промышленность, – резюмировал Кристофер Уифер. – Следующие несколько месяцев могут быть тяжелыми, но история показывает: Россия всегда быстро адаптируется к санкциям».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Санкции против России