«Город» заваливают 90 % тюменцев, а теорию сдают только 37 % учащихся автошкол. По словам преподавателей, инспекторы слишком взыскательны к ученикам, а Госавтоинспекция сетует на слабую подготовку будущих водителей. Пока те и другие ищут виноватых, жители «тюменской матрешки» находят более легкий вариант завладеть рулем – купить водительские права. К каким последствиям это приводит, что дешевле – выучить ПДД или купить водительское, и как самому сдать на права – в материале «ФедералПресс».
Какие ошибки делают водители?
По данным ГИБДД Тюменской области, в первом квартале 2022 года с первого раза теорию сдали всего 37,6 % претендентов на водительское удостоверение (в 2021 году – 37,9 %), а процент сдачи «города» составляет всего 8,7 % (в 2021 году – 10,4 %).
«За январь – март 2022 года по вине водителей, стаж управления которых менее двух лет, совершено 18 ДТП, в них получили ранения 25 человек. Так учат в наших автошколах», – сделала вывод начальник отделения пропаганды областного УГИБДД Анжела Борисова.
У соседей дела обстоят не лучше. В ГИБДД Ямала в 2021 году выдали 20 460 водительских удостоверений, из них 1540 – впервые после обучения в автошколе, при этом с первого раза экзамен сдали всего лишь 312 человек. С другой стороны, статистика показывает, что в 2021 году было 1602 лишения водительских прав. То есть руль отбирали чаще, чем предоставляли право управления машиной. А в первом квартале 2022 года права управления автомобилем потеряли 198 человек.
«Если в первом квартале 2022 года только за нетрезвое вождение задержаны 483 водителя, прав лишены 198 водителей. Остальные случаи – на стадии рассмотрения в суде. Это процедура – на нее влияют сроки обжалования, решение суда, вынесение постановления и так далее», – пояснил заместитель начальника отдела организационно-аналитической работы и пропаганды БДД ямальского управления Госавтоинспекции Максим Собянин.
Как сообщил заместитель начальника отдела информации и общественных связей ГИБДД Югры Андрей Воронцов, в 2022 году без водительского удостоверения остались 900 человек, а в прошлом году – 4912 человек.
Что дешевле: купить права или учиться в автошколе?
«Купить права в Тюмени» – по такому запросу в поисковике выпадает сразу несколько страниц. На «Авито» стоимость услуги – от 20 000 до 30 000 рублей. За эти деньги дельцы готовы помочь как в приобретении первых водительских прав, так и в получении новой категории. Существуют и сайты, которые за ту же сумму обещают выдать документ гособразца.
«У нас дешевле, чем отучиться в автошколе. За пьянку, ДТП или другое, срок лишения не важен. Мы гарантируем вам быстро и легально купить водительское удостоверение в Тюмени государственного образца», – пишут на сайте.
При нажатии на кнопку «купить права» открывается анкета, где нужно вписать имя, телефон и комментарий для продавца. Примерно по той же схеме можно найти объявление в Telegram, цена везде будет почти одинакова.
«У нас права покупают 80 % водителей: сами не могут сдать либо лень учиться, вот и покупают. Обычно узнают через знакомых или у инструктора по вождению. Когда мы покупали сестре права, обошлось примерно в 30 000 рублей», – поделился своим опытом тюменец Сергей (редакция никоим образом не поддерживает решение о незаконном приобретении водительских удостоверений. – Прим. ред.).
Цена «покупного водительского удостоверения» в регионах в среднем равна стоимости обучения в «учебке». Например, тюменский ДОСААФ подготовит будущих водителей к экзаменам за 25 000 – 45 000 рублей (в зависимости от категории).
«У нас 5 % сдачи экзамена с первого раза, потому что очень строго принимают экзамены в ГИБДД», – сообщили в автошколе «Класс-B».
Но разве можно принимать экзамен строго? Ведь речь о знаниях ПДД. Эти слова подтверждает тюменка Елена. Девушка училась в 2013 году, завалила вождение в городе пять раз, а после супруг счел, что будет дешевле заплатить один раз за результат, чем еще неизвестное количество раз – за пересдачу.
Кстати, в северных округах цена за обучение дороже. В новоуренгойской автошколе «Учебный комбинат» трехмесячное обучение стоит порядка 55 000 рублей. Правила дорожного движения можно учить дистанционно, а вождению студентов обучают на собственном автодроме. Там же проходит экзамен с сотрудником ГИБДД. Стоимость обучения в автошколе Сургута «Росавто» на категорию «B» – 37 000 рублей. Кстати, инструкторы выявили правила, при которых шансы сдачи экзаменов в ГИБДД увеличиваются кратко.
Как сдать экзамен на права самому?
Специалисты уверяют: шанс сдать на права самому зависит от экзаменуемого. Во-первых, важно выбрать комфортную одежду и обувь, причем специалисты рекомендуют сдавать экзамен в том, в чем уже ездили за рулем. Дело тут не в приметах – в «наезженной» одежде водителю привычны движения, он остается в зоне комфорта.
Как ни странно, вторым пунктом преподаватели настоятельно рекомендуют водителям выучить правила дорожного движения. Инструкторы приводят пример: два молодых человека в один день сдавали экзамен. Участок дороги у них был одинаковый: инспектор попросил остановиться на мосту. Один сдал, другой нет. В чем причина?
Первый водитель, получив «неуд» у инспектора, расписался и вышел из машины. Второй же экзаменуемый обратил внимание инспектора, что на мосту три полосы движения, а значит, останавливаться нельзя. Согласно пункту 12.4 ПДД, «остановка запрещается на ж/д переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними». Хорошее знание правил обеспечило студенту водительские права.
Третье правило удачной сдачи – обязательно пристегнуть ремень безопасности. Не нужно забывать про снятие авто с ручника, включение ближнего света фар, использование поворотников, зеркал. И самое главное – соблюдать правила дорожного движения.
По данным автошколы, чаще всего при сдаче «города» водители проваливаются на том, что не пропускают пешеходов, превышают скорость, нарушают правила выполнения разворота и поворота, не уступают дорогу другим транспортным средствам, а также пересекают сплошную разметку. Как показала практика, за эти же проступки водители чаще всего платят штрафы.
Фото: freepik.com; ФедералПресс / Евгений Поторочин
Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова