В регионе строится порт перевалки грузов, который является частью Северного морского пути. Также в области появляются новые предприятия, заводы и жилье. Заполярье с каждым годом притягивает все больше и больше бизнесменов, инвесторов, а также туристов. О том, какие именно проекты сейчас реализуются в самом северном регионе СЗФО, глава Мурманской области Андрей Чибис сообщил на ПМЭФ в совместном интервью деловому изданию «Ведомости» и РИА «ФедералПресс».
Какие заявления президента на пленарном заседании во время ПМЭФ вы считаете наиболее важными для вашего региона?
— Первое – это акцент на необходимость развития портов Арктики. Мурманск – базовый порт для Северного морского пути, и мы реализуем вместе с федеральным правительством проект по новой железной дороге к этому порту (Прим. ред. – порт Лавна). Также все, что касается льготной ипотеки для людей и промышленной ипотеки. Это дополнительные ресурсы на модернизацию инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и тема малого и среднего бизнеса, потому что мало поддерживать, стимулировать и помогать крупному бизнесу, очень важно не забывать малышей, в том числе в отдаленных городах и поселках.
Принципиально важная задача – чтобы экономика росла. Мы этой задачей, несмотря на ковид, занимались три года. В 2020-м году, в самый пик ковида, нам удалось добиться уникальных льготных режимов для Мурманской области. Это территория опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики», которая появилась в Мурманске. Это пока единственный ТОР в Арктической зоне.
При поддержке федерального правительства, Юрия Петровича Трутнева (прим. ред. – Председатель государственной комиссии по вопросам развития Арктики), добились, чтобы резидентами Арктической зоны, это еще один льготный режим, становились те, кто инвестирует от 1 млн рублей. Это существенное снижение планки и сразу радикально другие возможности для бизнеса с точки зрения уплаты налогов. И мы сами для своих действующих предпринимателей, малых и средних, снизили в шесть раз налоги, чтобы они могли вздохнуть и создавать соответствующую инфраструктуру.
В маленьких населенных пунктах у нас действует губернаторский стартап, где мы поддерживаем новые проекты, включая проекты, где они экономически сами не взлетят. У нас спецпрограммы действуют по поддержке таких предпринимателей. Дополнительная поддержка из федерального центра нам позволит увеличить и объемы своей поддержки для наших предпринимателей.
Расскажите, пожалуйста, поподробнее о проекте «Большая медь».
— Мы уже подписали соглашение о запуске этого проекта. Это суперсовременный, экологически чистый металлургический завод. По сути, цифровое предприятие. Его строительство начнется в этом году в Мончегорске компанией «Норникель». Одновременно с этим отдельные инвестиции идут в преображение самого города. Мы и так этим вместе занимаемся, но эта компания взяла на себя обязательство построить новый современный жилой микрорайон на 200 тыс. квартир. Это знаковое событие – новое предприятие металлургическое, оно, по-моему, со времен Советского Союза у нас не строилось.
Сказался ли уход иностранных компаний на экономике региона?
— Нам удалось добиться уникальных режимов для инвестиций в нашу область, и за три года у нас, несмотря на ковид, прирост инвестиций 30 % – это 600 млрд рублей. Это большие деньги. Рост промпроизводства 17,5 %, рост зарплат – почти 30 %.
600 млрд рублей – это больше, чем в Ленинградской области.
— За три года – это серьезные деньги. Уход иностранцев на данном этапе пока никак не отразился на экономике. Разве что были перерывы в работе Макдональдса и в торговых центрах временно закрыты бренды, которые продаются. Это некоторые неудобства, но это точно на экономику не влияет.
В Мурманской области есть производства, которые уже сейчас начали активно внедрять новые технологии для того, чтобы заместить выпадающий импорт?
— Все предприятия, которые были связаны с иностранным оборудованием, этим очень активно занимаются. Как в целом для нашей страны, так и для Мурманской области – это новые возможности. Да, это требует другой мобилизации, требует не сидеть расслабленном, искать новые варианты.
Для Мурманской области – это точно новые возможности. В двух направлениях. Прежде всего, логистика. Наше конкурентное преимущество – это незамерзающий глубоководный порт и не скрою, это базовый порт для Северного морского пути. Сегодня мы переваливаем 54 млн тонн грузов. Мы в топ-5 портов входим. Если раньше была все-таки дискуссия, хватит ли грузов в текущем режиме, то сейчас никаких дискуссий нет.
Можно ожидать ускорения инвестиций в портовую инфраструктуру?
— Да. Мы рассчитываем, что к 2030-му году у нас грузооборот будет 80 млн тонн. Это самый свободный порт, с точки зрения транспортировки из западной части нашей страны грузов, по большому счету, в любую точку мира.
Второй момент – это редкоземельные металлы. Например, в нашей области 50 % запаса лития от запасов всей страны. Мы более года занимались проработкой вопросов по освоению. Ограничения сразу простимулировали наши компании – «Росатом» и «Норникель» – прорабатывать проект освоения этого месторождения.
Когда можно будет посетить новый туристический проект, который сравнивают с курортом «Роза Хутор», что сейчас там происходит, какой вы рассчитываете турпоток получить в этом направлении?
— Глобальный проект, который делает Сергей Бачин (прим. ред. – генеральный директор горнолыжного курорта «Роза Хутор») «Валла Тунтури» на полуострове Рыбачьем будет готов через пять лет. Чтобы это место уже становилось более привлекательным, первым этапом был создан глэмпинг «Китовый берег», в котором уже невозможно снять домик – забронировано все.
Мы по туризму очень сильно растем. В 2021 году (прим. ред. – Приняли) 486 тыс. туристов – это существенно больше, чем было в доковидный 2019 год, но тогда очень было много азиатских наших друзей, китайцев. А вот это все, по сути, на 98 % внутренний турист, который, конечно, оставляет больше денег, отдыхая на территории.
Второе. Мы очень щепетильно относимся к развитию туристской инфраструктуры и стимулируем через отдельные гранты эту отрасль. Объем средств за прошлый год, которые мы можем посчитать от оказанных услуг туристам, – 3,5 млрд рублей. Это большие деньги. Наличие этого турпотока, а если брать big-дату – данные по количеству посещений через сотовых операторов и так далее, то там за 700 тыс. перевалило. 486 тыс. человек – это те, кто на три дня зарегистрироваться в отелях и так далее. Понятно, что поток еще больше. Это стимулирует инвестиции в появление ресторанчиков, гостевых домов, отелей и прочего, а мы к этим проектам тянем инфраструктуру.
Еще один важный проект – горнолыжный курорт «Хибины». Мы вместе с «Фосагро» этим активно занимаемся. Соинвестируем. Искусственное оснежение сделали. Сейчас, 7 июня, закрыли сезон. Там построен очень современный панорамный ресторан с очень вкусной арктической кухней. Это такая точка притяжения на вершине горы теперь для всех наших гостей этого курорта.
Один из глобальных проектов в самом Мурманске – это редевелопмент портовой территории неработающего судоремонтного завода «Новый Мурманск». Федеральное правительство уже одобрило нам 4,5 млрд рублей инфраструктурного кредита, плюс наши деньги, плюс наши инвесторы. Чтобы город был не просто транзитной точкой, чтобы тоже было место, куда люди приходят, наслаждаются, отдыхают, вкусно кушают, слушают музыку, приходят на концерты и так далее.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Разговор о важном: лучшее от «ФедералПресс»