Турция согласилась поддержать вступление Швеции и Финляндии в НАТО. 28 июня три страны подписали совместный меморандум, который назвали первым шагом вступления государств в Североатлантический альянс. В России с Финляндией граничат Ленинградская и Мурманская области, а также Карелия. Эксперты прогнозируют рост военного напряжения на этих территориях, а также отказ РФ от безъядерного Балтийского моря. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Почему Турция дала согласие?
Швеция и Финляндия подали заявки на вступление в НАТО 18 мая. Инициативу должны были одобрить все 30 действующих членов альянса. Против тогда выступила лишь Турция. Однако 28 июня канцелярия Эрдогана заявила: Швеция и Финляндия согласились на полное сотрудничество с Турцией в вопросах борьбы с «Рабочей партией Курдистана».
Политолог Юрий Светов называет позицию Турции в данном вопросе торгом с США и не сомневался – Эрдогана «заставят согласиться». По его мнению, рычаги влияния на турецкого лидера – давление руководства НАТО и разрешение на поставки Турции современного оружия из США.
«Швеция и Финляндия до последнего момента выступали против, но в итоге сняли свои возражения», – говорит Светов.
По мнению политолога Александра Конфисахора, Турция была партнером России, но не оправдала ее надежд. Он говорит, что российское руководство рассчитывало на то, что Турция будет долго затягивать процедуру вступления Швеции и Финляндии в НАТО. Однако она выбрала сторону Запада. Теперь, как отмечает Конфисахор, Турция будет на шаг ближе к вступлению в Евросоюз.
Политолог Дмитрий Солонников, в свою очередь, считает, что в российском МИДе и в Минобороны все понимали и предсказывали такой поворот событий.
Что это значит для России
Все опрошенные «ФедералПресс» эксперты сходятся во мнении, что России придется укреплять военную группировку в приграничной зоне с Финляндией.
«Решение о вступлении Швеции и Финляндии в НАТО будет означать, что теперь Балтийское море перестанет быть безъядерным», – отмечает Юрий Светов.
Некоторые российские приграничные населенные пункты могут «закрыться», говорит Дмитрий Солонников.
«Они могут стать приграничной зоной и попасть туда можно будет только по специальному разрешению», – объясняет политолог.
При этом Финляндия арендует 19,6 км российской части Сайменского канала и прилегающую территорию. В ближайшем будущем эта локация может вызвать проблемы, прогнозирует политолог.
«Если она войдет в НАТО, то это поменяет ситуацию. Ведь в таком случае эта территория может использоваться против России», – говорит Солонников.
Что это значит для Швеции и Финляндии
Движение Швеции и Финляндии в сторону НАТО – это поворот внешнеполитической позиции двух стран. По мнению Александра Конфисахора, они десятилетиями старались быть вне блоков, придерживались принципа нейтралитета и гордились этим. «Но сейчас мир подошел к той грани, когда нужно выбирать чью-то сторону», – говорит политолог.
По меморандуму Швеция и Финляндия обязались рассматривать запросы Турции об экстрадиции подозреваемых в терроризме и расследовать финансирование и вербовочную деятельность Рабочей партии Курдистана. Также Швеция с 1 июля ужесточит закон о террористических преступлениях.
«Насколько мне известно, партии курдов в этих странах не получили большого распространения и влияния. Если бы они имели представительство в финском и шведском парламентах и правительствах, то пойти на этот шаг было бы сложнее. Это просто политический кивок: «да, мы согласны их не признавать», – уверен Александр Конфисахор.
Но его коллеги относятся к позициям Швеции и Финляндии скептически.
«Обещать – не значит жениться». Как только страны вступят в НАТО, они могут наплевать на возражения Турции, несмотря на договоренности», – считает Юрий Светов.
Политолог Дмитрий Солонников называет пункты меморандума «просто словами».
Экономические последствия
Финляндия присоединилась к шести пакетам санкций Евросоюза, поэтому экономические отношения РФ с ней «уже сведены к нулю», говорит экономист Петр Коловангин. Отключение российских банков от SWIFT обнулило возможность для отечественного бизнеса рассчитываться с финскими контрагентами.
«Российским паромам запрещен вход в европейские суда. Морским путем обеспечивалась значительная доля наших туристов в Финляндию и Швецию. Но российские компании, которые ориентировались на Финляндию, точно найдут другие рынки сбыта», – уверен Коловангин.
Политолог Юрий Светов отмечает, что часть Финляндии, которая прилегает к Ленинградской области, до пандемии активно развивалась за счет российских денег. Туда ездили наши граждане из Петербурга, Москвы, Ленобласти: на наших туристах зарабатывали около 6 млрд евро в год. На эти деньги там строились магазины, базы отдыха, центры обслуживания. По мнению эксперта, теперь этих людей там не будет, а заменить их некем.
Юрий Светов подчеркивает, что отношения Финляндии и России никогда не были «теплыми», а базировались исключительно на взаимной выгоде. Но теперь этим связям придет конец.
Фото: Europa Press/A.Ortega.Pool / Keystone Press Agency / globallookpress.com