После старта спецоперации многие компании столкнулись с разрывом отношений и уходом привычных игроков с рынка. Как эту ситуацию переживает Краснодарский край, потребовалась ли помощь властей бизнесу и на какие рынки стоит ориентироваться в перспективе – рассказал «ФедералПресс» вице-губернатор Александр Руппель.
Александр Александрович, по итогам 2021 года фиксировался рост экспорта Краснодарского края на 34%. Есть ли понимание, как сильно ударят по экспорту в регионе последние международные события?
— Действительно, по итогам 2021 года, несмотря на пандемию коронавируса, предприятия края не только сохранили зарубежные рынки сбыта, но и смогли увеличить объемы поставок. В прошлом году объем экспорта вырос на 34% и составил порядка 7,6 млрд долларов. Причем более 90% компаний, осуществляющих поставки – это малый и средний бизнес.
Пандемия создала новые возможности для продвижения и закрепления кубанской продукции на мировых рынках. Кроме того, увеличению объемов экспорта способствовало общее восстановление глобальной экономики после кризиса.
Конечно, определенное влияние на экспорт и импорт региона, как и всей страны, оказали последние международные события. В условиях сложившейся экономической обстановки предприятия испытывают некоторые ограничения в поставках товаров в ряд недружественных стран, а также транспортно-логистические сложности.
Наши специалисты проводят постоянный мониторинг ситуации, связанной с поставками на внешние рынки продукции региона. Сейчас наша главная задача – помогать предпринимателям находить новые рынки сбыта, переориентировать их на перспективные, целевые экспортные направления.
Западный рынок будет недоступен российским компаниям, пока не завершится спецоперация. В связи с этим произошел ли разворот на Восток? С кем усилилось сотрудничество за последние месяцы?
— Наши специалисты ведут работу по диверсификации рынков сбыта для предприятий по всем направлениям. Сейчас делаем основной упор и ориентируем компании на рынки дружественных стран – ЕАЭС, СНГ и в целом ближнего зарубежья. Это направления, в которые традиционно экспортируется продукция глубокого передела с высокой долей добавленной стоимости, где продукцию наших производителей давно знают, и она пользуется традиционным спросом.
Для примера – этой весной на промышленной выставке «Иннопром» в Узбекистане наши промышленники заключили 12 договоров на сумму более 22 млн рублей. И это только контракты, заключенные во время выставочных дней, а сколько договоров потом будет по новым налаженным контактам вообще сложно посчитать.
Мероприятия Центра поддержки экспорта тоже подкорректировали, усилили сотрудничество по перспективным направлениям. В начале лета провели две бизнес-миссии в Казахстан и Белоруссию, в ходе которых прошли выставки, В2В переговоры, рабочие встречи с представителями торгпредства и РЭЦ. Для предприятий такие поездки – это всегда укрепление деловых связей и база «теплых» контактов для успешной дальнейшей работы. Итогом этих поездок стали договоренности о поставках продуктов питания, средств гигиены, косметики и других товаров кубанских производителей в ретейл-сети этих республик.
В сентябре предприятия Кубани примут участие в универсальной торгово-промышленной выставке Armenia EXPO 2022, бизнес-миссии в Республику Азербайджан. В планах также – два международных выставочных мероприятия и бизнес-миссия в Узбекистан, прием закупочной делегации из Киргизии. По всем перечисленным экспортным направлениям с начала 2022 года, безусловно, усилилось сотрудничество, и работа с такими целевыми для региона рынками продолжается.
Бизнесмены из Китая не раз проявляли интерес к Краснодарскому краю. В каких отношениях стороны сейчас? Стоит ли кубанским экспортерам рассматривать Китай как перспективного партнера? Или все же много сложностей при работе с ним?
— Экономические отношения между Кубанью и Китаем действительно очень давние, они продолжают развиваться. Определенная специфика взаимодействия с китайскими партнерами действительно существует – сказывается разница в менталитете, культуре, языке и юридическом поле. Сейчас экономические отношения с Китаем осложняет эпидемиологическая ситуация – периодически в городах страны наблюдаются вспышки коронавирусной инфекции.
Однако кубанским экспортерам, безусловно, стоит рассматривать это экспортное направление как перспективное, так как Китай является крупнейшим в мире потребительским рынком.
При этом мы работаем и с другими азиатскими направлениями. К примеру, уже на этой неделе состоится прием закупочной делегации из Вьетнама, организованный Центром поддержки экспорта. Проведем ряд деловых переговоров, организуем биржу деловых контактов с участием наших предпринимателей и вьетнамских компаний, а также совместное посещение кубанских предприятий.
На территории края продолжает работать Центр поддержки экспорта. Много ли предпринимателей обратились за помощью в условиях неопределенности? Планируется ли стимулирование экспортеров какими-либо преференциями или мерами, чтобы они не сбавляли темпы сотрудничества с другими странами?
— Сегодня мы находимся в постоянном контакте с бизнесом, чтобы максимально оперативно оказывать необходимую помощь предпринимателям и отвечать на их запросы. Работает горячая линия для предпринимателей Краснодарского края 8-800-707-07-11, по которой можно получить ответы на все интересующие вопросы. С начала года наши специалисты отработали уже больше 6 тысяч обращений. Есть и специальная горячая линия центра поддержки экспорта – 8 (861) 231-10-60.
Конечно, основной «поставщик» услуг для экспортеров – наш Центр поддержки экспорта. Его специалисты постоянно работают над адаптацией действующих мер поддержки под нынешние экономические условия и разрабатывают новые шаги, которое помогут экспортерам развиваться. В числе таких мер – переориентация компаний региона на новые электронные торговые площадки, в том числе китайские, турецкие маркетплейсы, а также услуга по софинансированию транспортных расходов.
Что касается электронных торговых площадок – сейчас идет активная работа с такими маркетплейсами как Trendyol, Hepsiburada, 1919.cn, 1688.com. Важно, что специалисты помогают не только подобрать наиболее подходящую площадку с учетом особенностей предприятия, но и освоиться на новых платформах, буквально пошагово обучают предпринимателей электронной торговле на этих площадках. Внешнеэкономическая деятельность – это особое направление торговли, здесь своя специфика, и обучение ей – важное направление поддержки, которую в Центре оказывают по всем направлениям.
Только с начала этого года услугами Центра уже воспользовались более 300 предприятий. Причем сейчас услуги оказывают комплексно – это позволяет минимизировать риски и повысить результативность услуг. Меры поддержки, которые сейчас доступны экспортоориентированному бизнесу, при правильном подходе приносят хорошие результаты.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий