Визит спикера палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси на Тайвань серьезно ухудшил напряженные отношения между Пекином и Вашингтоном. В Китае назвали ее полет на остров «игрой с огнем» и подчеркнули, что обидчики страны «обязательно понесут наказание». О том, как в КНР будут действовать в отношении Тайваня, и возможен ли военный сценарий – в материале «ФедералПресс».
82-летняя Пелоси стала самым высокопоставленным американским политиком, посетившим остров с 1997 года. Она провела в Тайбэе встречу с главой тайваньской администрации Цай Инвэнь. Пелоси подчеркнула, что «солидарность Америки с Тайванем как никогда имеет решающее значение». Спикер палаты представителей также отметила, что в Вашингтоне следуют принципу «одного Китая».
Критика со стороны китайских властей не заставила себя ждать.
«Играющие с огнем точно добром не кончат, а обидчики Китая обязательно понесут наказание», – заявил глава МИД КНР Ван И.
Заместитель министра иностранных дел Се Фэн назвал визит американского политика провокацией, поскольку Пелоси нарушила принцип «одного Китая». Он убежден, что Вашингтон обязан «заплатить за свои ошибки». Се Фэн пообещал, что Пекин «примет необходимые меры для решительного противодействия».
Не оставили без внимания полет Пелоси на Тайвань и в России. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков поддержал позицию Китая и назвал произошедшее провокацией. Представитель Кремля отметил, что это ведет к нарастанию напряженности, и «все страны мира это фиксируют».
Профессор РУДН, доктор политических наук Андрей Виноградов рассказал, что отношения между Китаем и США ухудшаются и деградируют, а визит Пелоси и текущий ответ Пекина вписываются в эту тенденцию.
«Американцы ведут политику сдерживания Китая. Эта тенденция все время усиливается, создаются различные военно-политические блоки. Повышение напряженности в китайско-американских отношениях – это долговременная тенденция», – считает Виноградов.
Академик РАН, профессор ИМЭМО РАН Геннадий Чуфрин уверен, что после поездки спикера палаты представителей США обстановка будет напряженной, но до открытого конфликта между Китаем и Тайванем не дойдет.
«Пекин не пойдет на военное столкновение. В ближайшем будущем реакция китайского руководства будет носить характер давления, создания определенной атмосферы и общественных настроений [на острове]. В Пекине не отступят и будут проводить свою линию единого и неделимого Китая», – заметил эксперт.
Чуфрин полагает, что напряженность будет расти не только со стороны союзников США, но и со стороны тех стран, которые не хотят открытого военного столкновения в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов также считает, что до военного противостояния между Пекином и Тайванем не дойдет, поскольку тогда Китай утратит свой позитивный имидж.
«По поводу военного сценария есть возражения. Это очень серьезная операция, которая будет проходить под камерами и на экранах телевизоров. Китай не хочет показывать плохой пример, поскольку тогда он утратит свой позитивный имидж. Руководство КНР всегда высказывалось о том, что все проблемы должны решаться мирным и политическим путем», – объяснил Маслов.
По его словам, нападение на Тайвань может вернуть страну к гражданской войне, чего Китай хотел бы меньше всего.
«Атаковать Тайвань сложно, хотя и возможно. У Тайваня хорошая система ПВО, это значит, что будут жертвы с обеих сторон, это возвращение к гражданской войне», – заметил востоковед.
Эксперт отмечает, что политика Китая в отношении Тайваня изменилась, и теперь Пекин будет ускоренном режиме давить на власти острова.
«Если до этого Китай хотел проводить возвращение Тайваня в лоно КНР в довольно спокойном режиме, то сейчас этот процесс ускорится. Это значит, что Китай будет в течение года проводить различные учения вокруг Тайваня, и это обрушит экспорт с острова. Экспортно-импортные операции с Тайванем становятся полностью невозможными. Плюс к этому Китай будет усиливать давление на все страны, которые хоть немного поддерживают Тайвань. Это должно привести к экономическому коллапсу Тайваня. Визит Пелоси ускорил процесс возвращения Тайваня в КНР, если до этого времени можно было расценивать его десятилетиями, то сейчас это будет довольно болезненный процесс», – рассказал политолог.
По словам востоковеда, сейчас Китай уже начал оказывать давление на финансовый сектор Тайваня, ограничивая поставки различных материалов. Так, перебои с отгрузкой песка могут стать критичными для всей полупроводниковой промышленности страны.
Эксперт напомнил, что Тайвань получает основную прибыль от экспорта полупроводников и электронного оборудования. По словам Маслова, закрытие этого вида бизнеса, если до этого дойдет, ударит по акциям тайваньских компаний и ухудшит качество жизни на полуострове.
«Тайвань также является поставщиком различного рода высококачественного машинно-технического оборудования, например, для горных работ. Сейчас его практически невозможно вывозить. Это может привести к тому, что привыкший зарабатывать крупный тайваньский бизнес начнет давить на правительство острова, вплоть до смены его руководства», – не исключил востоковед.
Маслов отмечает, что Россия никак не будет вмешиваться в отношения между Китаем и Тайванем, поскольку много лет назад сформировала принцип «одного Китая».
Говоря о сотрудничестве Москвы и Пекина, эксперт рассказал, что КНР не хочет оставаться «один на один с американцами», когда против республики создана мощная антикитайская коалиция.
«Китай сейчас как никогда нуждается в России с точки зрения военного партнерства. Кроме того, Москва для Пекина – это ключевой поставщик нефти и газа. Может ли Китай отвернуться от России и повернуться лицом к США? Это очень маловероятный момент, угрозы от России Китаю нет, от США – очень большая экономическая угроза, поэтому вряд ли Пекин хочет возвращаться в лоно взаимодействия с Вашингтоном. Судя по всему, мы будем взаимодействовать в военно-политической и военно-технической областях», – добавил востоковед.
Фото: Kento Nara / Keystone Press Agency / globallookpress.com