Близится 1 сентября, а значит, совсем скоро в образовательных учреждениях начнутся занятия. В этом году в связи со спецоперацией условия обучения на освобожденных территориях изменятся. В России же появятся новые уроки, цель которых, в частности, – борьба с фейками. Подробнее о новшествах «ФедералПресс» побеседовал с первым заместителем председателя комитета ГД РФ по просвещению Яной Лантратовой.
Яна Валерьевна, по каким причинам решили именно сейчас ввести такие новые предметы для школьников, как «Образование для общества», «Разговоры о важном», «Личное развитие»? В каких регионах они будут введены?
— В современном мире, особенно в свете проведения специальной военной операции, на детей обрушился шквал фейков и откровенной лжи, не прекращаются попытки переписать нашу историю. Проект «Разговоры о важном» поможет педагогам объяснять ребятам понятным и доступным языком правду о происходящем и уберечь их от негативного влияния.
Во всех школах страны учебная неделя будет начинаться с классного часа «Разговор о важном», посвященного самым различным темам, волнующим современных ребят. Центральными темами «Разговоров о важном» станут патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и другие.
Какие новые знания и навыки с помощью этих предметов приобретут школьники? Патриотичные? На духовно-нравственное воспитание?
— Занятия не будут похожи на традиционные уроки по математике, физике, биологии. Это, прежде всего, неформальное общение с ребятами, обсуждение тех вопросов, которые интересуют их самих. Вопросы могут быть разными: о жизни школы, о событиях, которые проходят в конкретном городе, поселке. На нас огромная ответственность за наших детей. Надо давать школьникам возможность задавать вопросы, говорить, обсуждать.
Будут ли действовать льготы для школьников из ДНР и ЛНР и из освобожденных территорий?
— Российская система образования гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Граждане, прибывшие из пострадавших территорий Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, и члены их семей имеют право на получение содействия в устройстве детей в детские сады, школы и иные образовательные организации.
Детей, прибывших из ДНР и ЛНР, оперативно зачисляют и помогают устроиться в детские сады и школы в местах пребывания в заранее определенные образовательные организации так, чтобы это не сказалось на общей доступности и качестве обучения. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на бюджетные места будет осуществляться в соответствии с общими принципами общедоступности и бесплатности среднего профессионального образования, действующими для российских детей.
При поддержке Минпросвещения России и Минобрнауки России реализуется также федеральный проект «Университетские профильные образовательные смены». В рамках проекта для детей и подростков из Донецкой и Луганской народных республик (12–17 лет) проходят образовательные смены на базе ведущих университетов России, включая педагогические вузы. Проект стартовал 6 июня 2022 года. В нем примут участие 15 тысяч школьников, в том числе 3700 школьников из ДНР и ЛНР, которые приедут на «Университетские смены» в 30 педагогических университетов, подведомственных Минпросвещения России. Проект поможет школьникам познакомиться с программой ведущих педагогических вузов и рассмотреть возможности поступления.
Какие будут новые предметы для школьников на освобожденных территориях?
— С 1 сентября школы ЛНР, ДНР и освобожденных территорий перейдут на обучение по российским стандартам. Сейчас учителя проходят переподготовку на базе различных организаций.
Педагогов познакомят с обновленными ФГОС начального и основного общего образования, спецификой преподавания учебных предметов, а также с ключевыми темами предметного содержания и требованиями к результатам обучения. В старших классах планируется ввести интегрированный курс «Россия – моя история», в рамках которого старшеклассники пройдут всю историю нашей страны, на новом уровне осмыслят значимые исторические события и их влияние на становление нашего государства.
Такой курс позволит сформировать целостное представление о тех или иных явлениях нашей истории. Речь идет не о дополнительной часовой нагрузке, а прежде всего о перестроении блоков изучения истории, в частности блока «Россия в мире». Курс будет рассчитан не только на старшеклассников, но и на студентов учреждений среднего профессионального образования.
С 1-го класса в школах будет проводиться историческое просвещение. Не уроки истории, которые начинались и будут начинаться с 5-го класса, а именно просветительские программы. Их можно проводить в рамках предмета «Окружающий мир», изучать историю своей семьи, своего региона, можно в рамках внеурочной деятельности посещать музеи и выставки. Изучение истории было и остается важной частью образовательного и воспитательного процесса.
Какая будет вообще программа обучения у детей непосредственно на освобожденных территориях Украины? Какие стандарты? Будут ли эти дети сдавать экзамены? И как будут поступать в вузы?
— Каждый ребенок, находящийся на территории Российской Федерации, имеет право на образование. Это право гарантировано на законодательном уровне. И государство создает для этого необходимые условия.
Минпросвещения России совместно с региональными властями обеспечивает возможность для прибывших из ДНР и ЛНР детей продолжать образовательный процесс – в детских садах, школах, колледжах. Во все регионы направлены соответствующие методические рекомендации. Принимаются меры по обеспечению учебниками из имеющегося фонда.
При этом прием новых учеников не сказывается на общей доступности и качестве обучения. Российская система образования готова к дополнительному приему детей без какого-либо ущерба для российских граждан. Был проведен сравнительный анализ образовательных программ, реализуемых в республиках ЛНР и ДНР, с российскими программами. Результаты показали, что программы более чем на 90% совпадают с российскими ФГОС. Таким образом, дети из ДНР и ЛНР имеют схожий уровень подготовки и не должны испытывать трудностей в обучении. В случае проблем подключается программа наставничества – студенты педагогических колледжей и вузов готовы помогать детям в учебе, с домашними заданиями.
Более того, по мнению педагогов, основанному на опыте 2014 года, обучение детей из ДНР и ЛНР должно быть организовано в уже сформированных классах – это позволит детям быстрее адаптироваться к новой школе и коллективу.
Дети из ДНР и ЛНР также включены в систему дополнительного образования – педагоги и волонтеры, студенты педвузов проводят для них экскурсии, в том числе в парках «Россия – моя история», «Кванториумах».
Для родителей детей из ДНР и ЛНР проводятся родительские собрания, их знакомят со школой, образовательными программами, воспитательной работой. Реализуются программы по адаптации детей-сирот, прибывших их ДНР и ЛНР.
Горячее питание учащихся начальных классов будет обеспечено за счет средств федерального бюджета. Отдельное внимание – подготовке к итоговой аттестации учеников 9-х и 11-х классов.
Для обучающихся, находящихся в Российской Федерации и осваивающих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего общего образования, зачисленных в организации, осуществляющие образовательную деятельность, ГИА-11 проводится в сроки, утвержденные Минпросвещения России и Рособрнадзором, и в формах единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена, а также в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, либо по их выбору в форме промежуточной аттестации, результаты которой признаются результатами ГИА-11 и являются основанием для выдачи аттестата о среднем общем образовании. Таким образом, для получения аттестата о среднем общем образовании необходимо обратиться в орган управления образованием того субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает обучающийся.
На каком языке будут вести все предметы?
— С 1 сентября все школы на освобожденных территориях перейдут на русские образовательные стандарты. Основным языком обучения будет русский. Однако обучение на украинском будет сохранено для всех желающих. Школьники продолжат изучать украинский язык по примеру того, как это делается с языками в национальных республиках – субъектах РФ. Изучение украинского языка как родного в школах не будет ограничено.
Будут ли организованы специальные мероприятия для школьников на освобожденных территориях? Например, патриотичной направленности или объясняющие нынешнюю ситуацию?
— Все дети включены в систему дополнительного образования – педагоги и волонтеры, студенты педвузов проводят для них экскурсии, в том числе в парках «Россия – моя история». Речь также идет и об открытии в ДНР и ЛНР детских технопарков «Кванториум» и других пространств развития талантов, а также об оснащении школ необходимым для уроков практическим оборудованием.
Фото: из личного архива Яны Лантратовой
Интеграция новых регионов России