Стоимость автомобилей на российском рынке продолжает оставаться высокой, и население с нетерпением ждет, когда же она пойдет вниз. Тем временем автозаводы не спешат увеличивать производство машин, их импорт, напротив, растет. Эксперты оценили возможности для удешевления автомобилей в ближайшие месяцы. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Превратности сбыта
На неоднозначный шаг пошел «АвтоВАЗ» – он разрешил своим авторизованным дилерам продавать не только собственные машины, но и завозимые из Китая. Теперь в их шоу-румах наряду с Lada можно увидеть автомобили, производимые китайской корпорацией Dongfeng. Например, модель DFM 580 с механической коробкой передачи стоит 1,9 млн рублей, с вариатором – почти 2,2 млн рублей.
На подобное решение руководство «АвтоВАЗа», по всей видимости, толкнули просьбы его дилеров: выпуск машин на тольяттинском автогиганте в январе – августе 2022 года упал на 59 %, до 103,1 тыс. штук, а деньги им зарабатывать надо.
«Когда наш модельный ряд был полным, он, естественно, помогал дилерам «складывать» экономику. Поэтому мы запрещали своим партнерам продавать машины других марок. Сегодня, как все мы знаем, ситуация изменилась, и поэтому на какое-то время идем им навстречу, разрешаем совмещать продажи разных марок. Правда, с одним важным условием – не в ущерб бренду Lada, с полным соблюдением наших технологических стандартов», – говорит Дмитрий Костромин, вице-президент по продажам и маркетингу «АвтоВАЗа» (цитируется 110km).
Правда, изменения в сбытовой политике «АвтоВАЗа» пока не решили двух главных проблем отечественного авторынка: резкого падения реализации легковушек (на 60,7 %, до 410,5 тыс. штук за восемь месяцев 2022 года) и высоких цен на них. Более того, цены медленно идут вверх: сейчас подержанная машина стоит от 850 тыс. до 2,3 млн рублей в зависимости от возраста и пробега.
Непрерывной рост
Автомобили дорожают на протяжении двух последних лет вследствие действия ряда факторов, считают аналитики. Как отметил эксперт по фондовому рынку компании «БКС Мир инвестиций» Павел Гаврилов, рост цен начался еще в 2020 году, когда из-за дефицита полупроводников стало снижаться производство автомобилей в мире, хотя заказ на них оставался сильным. Это не могло не отразиться на России – наш автопром тоже столкнулся с нехваткой микрочипов, завозимых по импорту, зато спрос на новые и бывшие в употреблении машины увеличивался.
«Ключевая ставка (устанавливаемая Банком России. – Прим. ред.) и доступность кредитов позволяла совершить покупку автомобиля», – подчеркнул он.
Свою роль сыграли и западные санкции против России в связи с проведением ею специальной военной операции на Украине. По словам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, после ухода западных автоконцернов и остановки производства на заводах Renault, Volkswagen и Hyundai в стране стал ощущаться дефицит иномарок. А после нескольких остановок «АвтоВАЗа» в 2022 году в России сформировалась острая нехватка отечественных автомобилей».
Только отдельные марки
Именно дефицит машин и привел к их дороговизне, и период высоких цен пока не собирается оканчиваться. Относительно перспектив снижения цен аналитики расходятся во мнениях: кто-то допускает, что оно наступит до конца текущего года, кто-то нет.
«Теоретически автомобили до конца года могут подешеветь на фоне высокой базы. Увеличению спроса будет способствовать снижение ключевой ставки Банком России, так как в таком случае станут дешевле автокредиты. Предложение будет постепенно расти благодаря насыщению рынка альтернативными моделями автомобилей, – говорит Владимир Чернов. – Однако, на мой взгляд, наиболее вероятный сценарий подразумевает стабилизацию цен до конца 2022 года».
В то же время ожидаемое уменьшение ключевой ставки (решение об этом Банк России может принять в ближайшую пятницу), может вызвать укрепление доллара, евро и юаня, приведя к повышению цен на заграничные машины.
«Сильного снижения цен я бы не ждал по причине дефицита и нежелания покупать отечественные автомобили. Цены могут вырасти вместе с ослаблением рубля, дороговизной и рискованностью завозить иномарки в страну», – прогнозирует Павел Гаврилов.
Для того чтобы цены поскорее пошли вниз, нужно либо быстро увеличить производство автомобилей, либо расширить их ввоз из-за границы. Как сообщил эксперт «ИВА Партнерс» Артем Клюкин, сейчас растут поставки машин из Китая и Южной Кореи, также на наш рынок заходят иранцы, отечественные производители постепенно наращивают выпуск. «Но в ближайшее время оснований ожидать снижения цен нет», – добавил он.
Впрочем, Дмитрий Баранов, ведущий эксперт «Финам Менеджмент», допускает возможность уменьшения цен на отдельные модели, что сделает их покупку более выгодной.
Фото: freepik.com