16 сентября руководство Банка России будет решать, опустить ли ключевую ставку, оставить ли ее неизменной или, может быть, поднять. Эксперты оценили ее ближайшие перспективы и влияние на стомость продуктов и товаров, курс рубля и ставки по вкладам и кредитам. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В сторону нуля
Cегодня совет директоров Банка России соберется на заседание, на котором будет обсуждаться величина ключевой ставки. За ее размером всегда внимательно следит российский бизнес: ключевая ставка является важным инструментом государственного регулирования экономики – от ее динамики зависят, например, ставки кредитов, выдаваемых коммерческими банками промышленным предприятиям и строительным организациям. Также она влияет на ставки по банковским вкладам и курс рубля.
Регулятор периодически меняет ключевую ставку. С конца декабря 2021 года ее величина составляла 8,5 %, в феврале 2022 года он выросла до 9,5 %, в марте же подскочила до 20 %. Затем она стала постепенно снижаться и в июле была уменьшена с 9,5 % до 8 %.
По прогнозам финансовых аналитиков, перспектив для повышения ключевой ставки нет никаких и она, скорее всего, будет опять понижена.
«Ожидаю снижения на 50 базовых пунктов, до 7,5 %. Основной повод – наблюдаемая 10 недель подряд дефляция. Такого в истории еще не было», – отметил Василий Карпунин, начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций».
Cходной точки зрения придерживается руководитель отдела макроэкономического анализа «Финама» Ольга Беленькая, обращая внимания на то, что дефляция сигнализирует о слабости потребительского спроса в России. По ее оценке, размер ключевой ставки может быть установлен на уровне 7 %.
«Ожидаю снижения ключевой ставки в диапазоне 0,5–1 %. В стране продолжаются дефляционные процессы, хотя из-за сезонного фактора они несколько замедлились. В этой ситуации Банк России сделает выбор в пользу стимулирования потребительского спроса и инвестирования. Дополнительным фактором является стремление министерств экономического блока ослабить рубль», – предполагает Артем Клюкин, эксперт компании«ИВА Партнерс».
Стабильная валюта
Если Банк России пойдет на уменьшение ключевой ставки, то, по словам Артема Клюкина, цены на товары кардинально не поменяются. «Понижение ставки на 1 процентный пункт уже заложено в текущие цены, – говорит он. – На экономике изменения ставки сказываются со значительным временным лагом».
Напротив, аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов считает, что подорожать могут все виды товаров, кроме сезонных. Аналогичный разброс взглядов наблюдается и в отношении возможного поведения ставок по банковским вкладам и кредитам.
Как отметил Василий Карпунин, банки уже заложили прогнозируемое снижение ключевой ставки в свои продукты, следовательно, падения ставок по кредитам и депозитам, скорей всего, все-таки не будет.
Ольга Беленькая предполагает, что ставки по вкладам и кредитам будут меняться в зависимости от их срока действия: «Банки, вероятно, будут стараться предложить более привлекательные условия по долгосрочным вкладам, снижая ставки по коротким и накопительным вкладам в пределах 0,3–0,5 процентных пункта. Снижение ставок по кредитам может быть связано с улучшением оценок экономической ситуации, при этом для долгосрочных кредитов потенциал снижения ставок представляется ограниченным».
Курс рубля, вероятно, сильно не изменится, хотя в ближайшие месяцы предпосылок для его укрепления нет. По словам Василия Карпунина, до конца 2022 года доллар может подняться выше 65 рублей (пока его курс равен почти 59,8 рубля). Зато Ольга Беленькая допускает, что на российскую валюту ключевая ставка вряд ли окажет ощутимое воздействие.
«В обозримой перспективе на курс российской валюты будут влиять два фактора: возобновление операций по скупке валюты регулятором в рамках обновленного бюджетного правила, а также обострение внешних рисков для курса рубля из-за введения странами G7 планки цен на российскую нефть и нефтепродукты в конце этого года. В данной ситуации курс доллара может опять подняться в диапазон 65–75 рублей», – сообщила она.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин