Госдума во втором и третьем чтении приняла пакет по поправок о военной службе, которые вносят в УК понятия «мобилизация», «военное положение» и «военное время», а также вводит уголовную ответственность за мародерство и добровольную сдачу в плен. «ФедералПресс» поговорил с одним из авторов поправок, сенатором Ольгой Ковитиди, а также с экс-членом Совета Федерации Францом Клинцевичем о том, для чего было нужно именно сейчас вносить изменения в законодательство.
Законопроект подготовили депутаты Госдумы, а также сенаторы Андрей Клишас и Ольга Ковитиди. Согласно принятым поправкам, при совершении преступлений против военной службы отягчающими обстоятельствами будут считаться их совершение не только в условиях вооруженного конфликта или военных действий, но также «в период мобилизации или военного положения, в военное время».
Кроме этого, за дезертирство, самовольное оставление места службы, неисполнение воинского приказа, сопротивление начальнику по военной службы, уклонение от службы, утрату военного имущества и нарушение правил службы ужесточается ответственность в том случае, если это произошло в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.
Новые поправки вводят уголовную ответственность до 15 лет лишения свободы за мародерство, а также от 3 до 10 лет за добровольную сдачу в плен. Уголовная ответственность грозит и тем, кто не явится на военные сборы из запаса или самовольно оставит место службы наравне с контрактниками.
Изменения в Уголовный кодекс также коснулись вопросов гособоронзаказа. Так, за повторный отказ от заключения государственного контракта по гособоронзаказу, а также за повторное нарушение контракта будет грозить от 4 до 8 лет колонии. Если по последнему пункту ущерб составил не менее 5 млн рублей, то на срок от 5 до 10 лет.
Сенатор от Крыма Ольга Ковитиди в беседе с «ФедералПресс» объяснила необходимость принятия этих поправок серьезными пробелами в законе, которые необходимо исправлять.
«Мы начали работать над законопроектом в конце марта, через месяц после начала СВО. В условиях сохраняющийся геополитической напряженности с нарастающими угрозами, с учетом того, что Россия может быть вовлечена в конфликт, мы, законодатели, обязаны обеспечить надлежащие правовые механизмы для того, чтобы охватить нормативным регулированием все сферы правоотношений, которые могут возникать в военное время или в боевой обстановке. Именно поэтому нами с коллегами был подготовлен целый ряд поправок в уголовные законы, которые приняты Госдумой», – заявила Ковитиди.
По ее словам, законодатели «плотно общались» с российскими военнослужащими, а также «мониторили правоприменительную практику» на территории ДНР и ЛНР и на освобожденных территориях, после чего возникли эти поправки. Ковитиди отдельно коснулась темы мобилизации. Она подчеркнула, что нужно правильно воспринимать принятые законопроекты.
«Прозвучало слово «мобилизация», но это еще не означает, что она объявляется в стране. Категорически нет! Мы также должны понимать, что наши призывники ни в коей мере не пребывают в местах проведения СВО. Это распространяется на тех лиц, которые там работают по контракту. Здесь мы должны это четко понимать, для того, чтобы люди зря не волновались», – пояснила сенатор.
Бывший член Совета Федерации Франц Клинцевич считает, что Россию как страну решили ликвидировать, поэтому конкретизация законодательства «своевременна, необходима и крайне важна». По его мнению, угроза России идет от НАТО.
«Сегодня нужно исходить из международной обстановки, мы должны отстаивать свои национальные интересы с доминированием национального законодательства. Россию хотят уничтожить как государство, как международный субъект, и сегодня надо понимать, что мы должны быть готовы нашу страну защищать. Тот кто понимает, он меня понимает, а тот кто не хочет понимать или не может, мы его или научим или заставим», – добавил политик.
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com
Спецоперация