В Москве открылась выставка «Сердце Югры». Фотопроект Олега Зотова о северном округе был презентован на ВДНХ во вторник, в День туризма. Ранее проект выставляли в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Что он собой представляет, какими мероприятиями будет сопровождаться и что хотят донести до столичной публики организаторы – в материале «ФедералПресс».
Выставка с северным характером
На одной из главных выставочных площадок Москвы – ВДНХ – 27 сентября, в День туризма, презентовали фотопроект «Сердце Югры». Его автор – известный фотограф Олег Зотов. В прошлом году он объездил округ вдоль и поперек.
О том, как ему, москвичу, пришла идея проекта, посвященного Югре, Олег Зотов рассказал на открытии выставки:
«Меня пригласили в жюри конкурса «Открой Югру», я пересмотрел там тысячи снимков, и уже тогда влюбился в этот край. Когда приехал в Югру, увидел эти просторы, людей, ощутил энергию, то мне захотелось сделать фотопроект. Я поговорил с Натальей Владимировной [Комаровой] – и вот результат», – говорит фотограф, обводя рукой пространство выставки.
«Сердце Югры» включает 40 фотопанно, выполненных в уникальной современной технологии «пластификация». Каждое такое полотно размером 130 на 170 сантиметров.
«В их числе портреты, визуально интерпретированные образы и символы, которые позволят жителям и гостям Москвы познакомиться с красотой и самобытностью Югры», – сообщают организаторы выставки.
Ради уникальных, колоритных снимков фотограф провел в Югре в общей сложности месяц: 20 дней летом и 10 – зимой. В съемках участвовали коренные жители Югры – народы ханты и манси. Самому маленькому герою на момент съемок было всего 9 месяцев, а самому возрастному – 84 года. Фотограф пытался охватить как можно больше традиционных занятий обских угров, показать особенности их жизни.
«Большая благодарность команде губернатора Натальи Комаровой. Проделана большая сложная работа – это же логистика, переезды, нужно было найти костюмы, реквизит, людей. Каждый, кто попал в объектив, – это не какой-то приглашенный человек, не модель, а люди, которых мы находили прямо на месте съемки. Да, все фото постановочные, сняты со светом, но нет никакой компьютерной обработки. Все честно снято», – с гордостью рассказывает автор проекта.
В объектив камеры Олега Зотова попали гора Неройка, реки Иртыш и Обь, тайга, водопады и озера, штольни с горным хрусталем, мох и нефтяные вышки, дикоросы и олени, бивни мамонтов и самодельные лодки обласа, украшения и костюмы. Зотов побывал на уникальной научной станции на болотах, в этномузеях, на стойбищах и в других местах.
Презентуя «Сердце Югры», директор департамента общественных, внешних связей и молодежной политики Югры Елена Шумакова обратила внимание на место, где она проходит, – павильон «Космос» ВДНХ: ровно 85 лет назад здесь существовал павильон «Советская Арктика», потом – «Сибирь». Сейчас нет ни того, ни другого. И вот выставка, рассказывающая о российском Севере, об Арктике, снова появилась на главной выставочной площадке страны.
«Мне кажется, эта выставка очень серьезно меняет сознание, и она востребована именно сейчас. И недаром ведь она открыта именно в павильоне «Космос». Мир коренных народов Севера – это действительно космос, целая вселенная. И здесь очень важна гармония – внутренняя, с природой и миром. По сути, в этом и заключается философия жизни коренных народов», – поделилась мнением Елена Шумакова.
Вклад в развитие туризма
Выставка «Сердце Югры» – не просто интересное культурное событие, она еще и приурочена к подведению итогов реализации соглашения между правительствами Москвы, Югры и ПАО «ЛУКОЙЛ» в сфере развития туризма. О сотрудничестве в этом направлении стороны договорились год назад. По словам Елены Шумаковой, трехсторонний договор направлен на то, чтобы появлялось как можно больше востребованных туристических продуктов.
«В том числе через развитие детского и молодежного туризма. К примеру, в этом году был реализован знаковый проект – «Город открытий»: старшеклассники из Когалыма посетили Москву, где познакомились с креативными возможностями IT-сектора столицы. В ноябре уже московские студенты приедут в Когалым: посмотрят, как развивается экономика нашего региона, нефтедобыча. Это важно с точки зрения развития рынка труда и привлечения в регионы востребованных и перспективных молодых специалистов», – рассказала представительница правительства Югры.
Уже сейчас в туризме округа задействованы порядка 25 тысячей жителей, а стоимость услуг, оказываемых в отрасли, составляет 5 млрд рублей. И возможности, подчеркивает Елена Шумакова, еще есть.
В свою очередь, заместитель председателя комитета по туризму Москвы Алина Арутюнова отметила, что такой метод взаимодействия между регионами ранее никто не использовал.
«Если мы посмотрим на ресурсные компании, которые работают в регионах, то у них очень большая доля сотрудников, которые приехали работать из других регионов, из-за границы. Считаю, важно развивать такие детские туристические маршруты, которые направлены именно на определение будущей специальности. Ребята, которые путешествуют из Югры в Москву и из Москвы в Югру, видят возможности для применения себя в будущем», – прокомментировала Арутюнова.
Добавим, что выставку «Сердце Югры» также приурочили к Году культурного наследия народов России и Году председательства Российской Федерации в Арктическом Совете в 2021–2023 годах. Отметим, что именно фотопроектом о Югре открывали федеральный проект «Художественное открытие народов Севера». Его инициировал Фонд «Росконгресс» в содружестве с фотографами, деятелями культуры и искусства.
Презентуя Югру в рамках культурной программы ПМЭФ-2022, председатель правления, директор Фонда «Росконгресс» Александр Стуглев подчеркивал важность события:
«Мы должны смотреть сами на себя, на наши корни, исторические земли, на всю красоту России, тем более мы видим то, как преобразовался туристический поток в стране. Думаю, что эта выставка для многих людей создаст импульс для посещения региона».
О Югре – на разных площадках
Выставка фоторабот о Югре в столице сопровождается большой информационной кампанией. Так, в туристско-информационных центрах Москвы будет транслироваться видео- и аудиоконтент, а также доступна полиграфическая продукция о достопримечательностях северного округа и турпродуктах.
На баннерных билбордах, цифровых и остановочных павильонах, тумбах с афишами будет представлена наружная реклама. Она перенаправит зрителей на туристскую платформу VisitUgra, наполненную колоритом, красотами югорских земель и заманчивыми предложениями о путешествиях.
Для знакомства с Югрой планируется использовать площадку 25-й юбилейной выставки индустрии гостеприимства ПИР, которая пройдет в Москве с 17 по 20 октября. Здесь проведут прием с презентацией югорской кухни для организаторов, гостей и участников выставки, состоится презентация турпотенциала Ханты-Мансийского автономного округа и выставки «Сердце Югры».
А еще власти Югры приготовили для посетителей фотовыставки подарок – путешествие в зимнюю сказку северных широт. Возможность предоставлена всем, кто посетит выставку: на сайте сердцеюгры.рф организована онлайн-викторина. Ее участникам нужно верно ответить на ряд вопросов о традициях и культуре региона – как раз то, о чем и повествуют на выставке.
Принять участие в викторине можно вплоть до 1 декабря, это срок окончания фотовыставки. А уже 10-го числа состоится розыгрыш путешествия в регион, на героев и пейзажи которого только что смотрели зрители через фотографии.
Фото: предоставлено департаментом общественных, внешних связей и молодежной политики Югры