На успешность ведения бизнеса во многом влияет деловая репутация, которая может выстраиваться годами. Люди доверяют стабильным компаниям, которые много лет работают на рынке, не попадают в скандалы и не «бросают» клиентов. При этом деловая репутация может быть подмочена руками мошенников, если вовремя не найти и не удалить ложные сведения. Как бизнесу бороться с информационными мошенниками – в материале «Федерал Пресс».
«Кто владеет информацией – владеет миром», – гласит знаменитая поговорка. На функционирование бизнеса может повлиять множество факторов, от смены управляющего до появления новых законов. Отслеживание новостей позволяет бизнесменам реагировать на перемены, подстраиваться под них. Если правдивая информация о компании позволяет оперативно принимать решения, то фейки наносят серьезный финансовый и репутационный ущерб.
Например, в 2019 году в WhatsApp и Twitter мошенники распространили фейки, что британский Metro Bank близок к банкротству. Рассылка вызвала панику среди клиентов, что обрушило котировки банка на 11%. До этого, в 2016 году, жертвой дезинформации стала французская строительная компания Vinci. Несколько СМИ опубликовали ложный пресс-релиз, что компания уволила одного из управляющих из-за ошибок в отчетности. А сама компания вовремя не отреагировала на такие публикации и не опровергла их.
Из отечественной практики можно вспомнить иск «Лаборатории Касперского» к голландской газете De Telegraaf. Журналисты написали, что хакер взломал офис предприятия и нашел доказательства связи голландского политика с правительством России. На суде «взломщик» признался, что не получал доступа к серверам российской компании, а журналисты признали фейк.
С помощью современных информационных технологий можно навредить бизнесу еще сильнее. Так называемый дипфейк позволяет изменить внешность и голос человека на видео, что открывает мошенникам новые горизонты. Теперь они могут записывать и распространять ложные сведения от лица политиков, владельцев компаний. Так, в 2020 году мошенники, притворившись директором одного из банков ОАЭ, украли у финансового учреждения 35 млн американских долларов. Жертвой обмана стал управляющий, которого «директор» попросил совершить несколько транзакций.
Как рассказал «ФедералПресс» Владимир Зыков, директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров, дипфейки сейчас являются серьезной проблемой для репутации бизнеса.
«Дипфейк это разновидность фейка, который позволяет подделать доказательство под любой ложный факт. Можно с помощью искусственного интеллекта превратить одного человека в другого, и это может быть представлено как один из доказательных факторов того, что информация или публикация соответствует действительности. Дипфейки сейчас очень активно распространены, их используют для развлечений. Подделать можно все, начиная от голоса, заканчивая внешностью на видео. А у нас видеокартинка является неоспоримым доказательством. Если мы посмотрели видео и прочитали поясняющий комментарий, то в целом все понятно», – пояснил эксперт.
Конечно, все ложные материалы рано или поздно удаляются, но здесь как раз действует правило «чем быстрее, тем лучше». Самый верный способ компаниям оперативно реагировать на ложную информацию – отслеживать упоминания о себе в СМИ, социальных сетях, телеграм-каналах.
«Для того, чтобы компании перестраховаться и не стать жертвой такой подделки, ей надо активно использовать медиааналитику. Мониторить СМИ, мониторить социальные сети. Желательно иметь штатного пиарщика, который имеет контакты с большинством медиа или сможет их быстро найти, чтобы опровергнуть публикуемую информацию. Компании должны мониторить информацию, публикации, в которых они упоминаются, и оперативно реагировать на недостоверные новости», – рассказал Владимир Зыков.
Осенью 2021 года крупнейшие российские ИТ-компании, медиахолдинги и сетевые СМИ подписали меморандум о совместной борьбе с распространением фейков в интернете. Документ включает правила выявления, проверки, верификации, опровержения и удаления дезинформации. Но отслеживать самостоятельно упоминания о себе и бороться за свою репутацию намного надежнее.
Фото: Zamir Usmanov / Global Look Press / globallookpress.com