Жителя деревни Снегиревка Приозерского района Ленобласти Сергея Копейкина мобилизовали 24 сентября. «На гражданке» у него осталась жена и трое детей. Несколько недель Сергей проходил подготовку в местных воинских частях. 4 октября Генштаб ВС РФ постановил, что отцы троих детей имеют право на отсрочку от частичной мобилизации. Но Копейкина не вернули домой к семье, а отправили в Белгородскую область, а после, по информации жены Сергея, в ЛНР. Все это несмотря на многочисленные обращения его родных в многочисленные инстанции. О том, как семья пытается законно вернуть отца и мужа домой и с чем сталкивается на этом пути – в материале «ФедералПресс».
Как пришла повестка в военкомат
Повестку Сергею Копейкину вручили 23 сентября – через два дня после старта частичной мобилизации.
«Принесли сотрудники местной администрации. У нас деревня небольшая, мы их знаем», – говорит жена мобилизованного Дарья Копейкина.
В военкомат ее мужу предписали явиться на следующий день, 24 сентября. Сергей, вспоминает Дарья, сразу заявил, что бегать не собирается и пришел в назначенное место в назначенный час.
«Никаких медкомиссий и обследования там не было, хотя мы долго добивались освидетельствования – потому что у Сергея плохое зрение», – вспоминает Копейкина.
В военкомате у Сергея забрали документы и сразу отправили в военную часть в поселке Саперное, рассказывает Дарья. Через три-четыре дня Копейкина увезли в другую – в деревне Каменка Выборгского района. Там Сергей пробыл полторы недели, говорит его жена.
«Через прокуратуру я добилась медкомиссии для мужа в военной части. Его свозили в госпиталь, проверили зрение. Один глаз показал почти +7, второй – + 6. Но по итогам сказали: «нормально, с таким зрением можно служить», – удивляется супруга мобилизованного.
Реакция военных на приказ об отсрочке
Никаких документов о контрактной службе Сергей не подписывал. На условия в части не жаловался, выходил на связь регулярно. 4 октября Генштаб ВС опубликовал распоряжение о том, что отцам троих детей в возрасте до 16 лет предоставляется отсрочка. Уже 8 октября Дарья Копейкина написала обращение на имя губернатора Ленобласти Александра Дрозденко с просьбой вернуть мужа домой на законных основаниях. При этом 9 октября Сергея на эшелоне отправили в Белгородскую область.
«18-го мне пришел ответ от администрации, где сказано – мобилизационная комиссия приняла решение отменить призыв Сергея в войска и вернуть его домой. В качестве обоснований указали многодетную семью и возраст – ему 35 с половиной лет, а рядовых ведь должны призывать только до 35», - вспоминает Дарья Копейкина.
С этой бумагой она вместе с другими родственниками отправилась к районному военкому в Приозерск. Тот, по словам Дарьи, принял ксерокопии и сказал, что отправит все документы в часть.
«Но возникла путаница – Сергей ведь изначально был призван в одну часть, а после прикомандирован в другую. И их руководители не смогли договориться о том, кто за него несет ответственность», – рассказывает Копейкина.
Сначала родственники отправились в часть в Каменке, где им, по словам супруги Сергея, сказали: «ой, это вообще не к нам».
«В Саперном с нами общались довольно вежливо. Сначала заявили, что разберутся, их командир начал куда-то звонить, узнавать. И оказалось, что это опять не к ним – «обращайтесь в Каменку». Наш военком при этом заявил, что все документы отправил именно туда. «Ждите» – сказал он. А мы не поняли, чего ждать», – говорит Дарья.
При этом в воинских частях, добавляет она, Сергей показывал руководству документы о том, что у него трое детей.
«То есть они и о его праве на отсрочку должны быть в курсе», – подчеркивает Копейкина.
У нее до сих пор нет ни связи с мужем, ни информации о том, пытается его хоть кто-то найти и вернуть.
Возвращают ли многодетных мобилизованных
После того, как Сергея с эшелоном отправили в Белгородскую области, он несколько раз написал жене смс. 14 октября рассказал, что его с сослуживцами везут в Луганскую область. Там связь, видимо, пропала, предполагает Дарья Копейкина.
«От него приходило пара сообщений с незнакомых номеров с таким содержанием: «у меня все хорошо, на этот номер не пиши. Муж». Последнее сообщение от него было три дня назад», – рассказывает жена мобилизованного.
Она считает, что руководство частей знает местонахождение Сергея. По ее словам, руководители частей называют это «за ленточкой».
«Но никто из них, видимо, не хочет его возвращать. Это было понятно по манере общаться. В Каменке, например, с нами разговаривали очень грубо. Заявляли: «мы никого не вернем», «если они границу перешли, то точно никого не вернут до конца спецоперации», – вспоминает Копейкина.
Военком Приозрского района, добавляет она, дает ровно противоположную информацию и говорит, что «оттуда» ребят возвращают при появлении оснований для отсрочки.
«Он рассказывал, что в ту же Каменку мужчины приезжали обратно», – говорит Дарья.
Она подчеркивает, что во время посещения частей, где проходил подготовку Сергей, его долго искали по компьютерным базам и заявили, что «такой тут не числится».
«Я отвечала, что его прикомандировали из Саперного. Они и ответили – «ой, вам тогда в ту часть». Так друг на друга и перекладывали», – заявляет Дарья Копейкина.
Она намерена продолжать добиваться возвращения мужа домой.
«Дети ждут папу дома», – говорит супруга мобилизованного.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова