В регионах России с начала спецоперации все больше людей стремятся помочь участникам СВО. Жительница Новосибирска Ольга Груздева вместе с командой единомышленниц отшивает для солдат теплые вещи, нужные в быту предметы, и отправляет на фронт. О том, как и почему женщина решила помогать ребятам на передовой – в интервью «ФедералПресс».
Всем миром
Ольга, как пришла идея помогать участникам СВО?
— Честно, как в тумане, – сама не помню, как решили это делать, когда началась военная операция. Я просто понимала, что нужно что-то делать, там много ребят, которые нуждаются в нашей помощи. Тем более у нас свой интернет-магазин, есть база тканей, чтобы кроить и шить. Стали кроить из тех тканей, что были на складе. У меня сразу появились единомышленницы – откликнулись девочки, которые шьют дома, в основном клиентки моего магазина. Они вызвались безвозмездно помогать, при этом даже те, у кого никто не участвует в спецоперации.
Поначалу нас было человек десять, небольшая команда, но мы справлялись. Потом народ посмотрел на нас, зажегся идеей, людям стало интересно поучаствовать. И сейчас таких желающих становится с каждым днем все больше и больше, особенно после объявленной мобилизации. Если сначала это были те, кто меня знал, доверял, то сейчас приходят на помощь совершенно незнакомые люди, которые прочитали о нас статьи, увидели информацию в группе или услышали о нас от знакомых.
Как люди выходят на вас?
— В основном во «ВКонтакте» сообщения пишут либо звонят по телефону. Среди них обычно швеи-любительницы, которые изготавливают какие-то вещи для дома. Недавно на нас вышло несколько ателье, их сотрудники тоже вызвались помочь, что для нас очень приятно. Они не просят нас дать им крой, просят лишь дать информацию – что нужно сделать, в каких объемах. Сами организовывают процесс и закупку ткани, сами отшивают и привозят. Очень мой муж помогает в деле – возит вещи, забирает готовые – женщины не поднимут такие тяжелые мешки.
Женщины ответственно относятся к заказам?
— Мои девочки отзывчивые, делают все быстро. Если говорю им, что нужно, берем и делаем. Например, недавно ребята заказали нам термобахиллы. Мы такого никогда не делали, но взялись. Отшили один пробник – учли ошибки, отшили второй, третий. Пришли к пониманию, как это должно выглядеть. Накроили, всем раздали, объяснили, выдали по образцу, и девочки шьют.
Иногда с объемом не могут справиться, так как для этого нужно настроенное оборудование. Когда женщина шьет для дома – это одно, а если ей поступает заказ на 40 трусов – это другое. Оборудование выходит из строя. Мы с пониманием к этому относимся и передаем изделия дошивать кому-нибудь еще, распределяем, либо доделываю сама.
Все по запросу
Как вы решаете, что именно нужно шить?
— Мы ничего не придумываем, ребята пишут сами. Сейчас, например, теплых вещей не хватает, спальников, нательников, бушлатов. Уходили на СВО многие зимой, у них все это было, но вещи изнашиваются, приходят в негодность. Недавно машина сгорела полностью с вещами 24 бригады (24-ая бригада спецназа ГРУ. – Прим. ред.). Как им восстановить вещи? Мы помогли, чем могли, все, что было, – отдали. Спальники, нательное, трусы, носки.
Планируете ли в ближайшее время расширять ассортимент?
— Мы его постоянно только расширяем и расширяем. Сначала шили только трусы и футболки, штаны для госпиталя ребятам. С приходом холодов оказалось, что нужны спальники, теплая одежда, и мы очень быстро перепрофилировались. Футболки полностью исключили – их нет сейчас резона отшивать, время тратить. Сейчас у нас трусы, спальники, нательное белье. Также сборы ведем и закупаем носки – нашли оптовика, который знает, куда мы собираем вещи и предлагает хорошие скидки.
В каких объемах отшиваете вещи?
— Например, завтра у нас отправка. За неделю мы собрали около 50 спальников. Это то, что мои девочки отшили, которым я сама крою. Плюс ателье отшили 30 спальников. В среднем где-то 100 спальников в неделю отшиваем и отправляем.
Но спальники шить – трудоемкий процесс. На изготовление одного уходит около четырех – пяти часов, а на изготовление, например, трусов – 10 минут. Помимо спальников шьем много нательного трикотажа – в этот раз комплектов 200 нательного поедет, около 300 трусов, также различные мелочи – дождевики, сидушки.
Есть ли трудности с поставками тканей и их ценами?
— На ткань мы в основном скидываемся всем миром. Многие предприниматели отзываются, помогают, оплачивают. Часто со сборов закупаем ткань – люди скидывают деньги.
Конечно, ткань, которую мы используем, сейчас нарасхват на всех складах. Не я одна шью, не мы одни просим. Кто-то тоннами отшивает. Доставки идут в основном из Китая. В последнее время подорожали плащевки. Утеплитель местная фабрика изготавливает. Нам на него делают скидку хорошую, всегда идут навстречу.
Как отправляете вещи на передовую?
— Всегда отправляем вещи транспортными компаниями волонтерам, которые находятся на границе и с ребятами общаются. Они наш груз получают и доставляют. Сейчас также стараемся находить отдельные фуры, которые попутно туда идут. Это дешевле и быстрее. Транспортная компания, например, доставляет вещи около двух недель, фуры – три – четыре дня. Но они порой не соглашаются везти груз на передовую из-за опасной обстановки и нередко завышают цены. Волонтеры строго контролируют, чтобы посылки доходили туда, куда мы их отправляем, потом присылают видео от ребят со словами благодарности.
Помощь как призвание
Как проходит ваш рабочий день?
— Все свое свободное время посвящаю этому. В 9 утра прихожу на работу, делаем с помощницей раскрой спальников – примерно 20 штук каждый день до 12 утра кроим, так как люди приходят и разбирают их, чтобы отшивать. Дальше занимаюсь своей работой в интернет-магазине. Вечером прихожу домой, крою трусы и нательное белье часов до 10 вечера. Сажу тут же детей, чтобы они уроки делали, сама работаю.
Как пришли в сферу?
— Я самоучка. У нас разве много людей, кто шьет по профессии? В основном сами учатся шить, начиная с простого, потом запросы растут, аппетиты – тоже. Я учитель по образованию – педагог дошкольного воспитания. В детсаду работала, потом перешла в школу, так как есть специализация «иностранный язык». Также окончила музыкальное училище, работала музыкальным руководителем, потом – тамадой. А затем родились дети, я шила что-то для себя, покупала ткани. Муж предложил открыть свой бизнес. Так я переключились на магазин.
Оказывают ли вам какую-то поддержку власти?
— Недавно вручили мне благодарственное письмо на празднике 24-й бригады. Я не очень довольна, что упомянули лишь меня – у нас очень большая команда, пусть и под моим руководством.
Знаю, что власти тоже здорово помогают ребятам на передовой. Причем такими вещами, которые нам собрать не под силу. Например, генераторы, миноискатели. Сейчас всем нелегко, все оказывают посильную помощь. Хочется надеяться, что все это скоро закончится.
Фото: ФедералПресс/Анастасия Теплякова