Top.Mail.Ru
Общество
Тюменская область
0

Как живется русским в Тбилиси: рестораны, плевки в спину и «углы» без туалетов

Тбилиси
У Дома правительства в Тбилиси стоит монумент с фотографиями героев Грузии, погибших на Украине

В России на официальном уровне закончилась частичная мобилизация. Спустя месяц после ее начала очереди россиян на пограничной территории России с Грузией в Верхнем Ларсе повернули в обратную сторону. Как сегодня русским живется в Тбилиси, что жители думают о «русском нашествии» и кто готов вернуться домой – в репортаже «ФедералПресс».

Удобный сосед

Грузия для россиян – страна удобная: можно свободно изъясняться по-русски и проживать без визы целый год (точнее – 360 дней). Для сравнения, срок подобной безбарьерной релокации в соседней Армении – 180 дней, в Казахстане и Киргизии – 90 дней (далее нужна регистрация).

Однако после объявления частичной мобилизации срочное бегство в Грузию могли позволить себе не все: подавляющее большинство отправились в логистически более простой и недорогой Казахстан. С Грузией же все оказалось сложнее: пограничный пост в Верхнем Ларсе остается единственной «точкой входа» в страну с территории РФ. Авиасообщение закрыто, и если лететь, то только через третьи страны, что с 21 сентября было настоящей роскошью из-за нездорового роста цен на авиаперелеты.

b3d1da16e116fa9ffd1146a0e6def30a.jpg

Но в Грузию все равно хлынул поток так называемых беженцев: по данным грузинского МВД, за первые девять месяцев 2022 года в страну заехали и остались порядка 112 тысяч россиян, и конец сентября был пиковым. Большая часть из них в первые восемь месяцев – молодые бездетные пары. В сентябре, понятно, мужчины, примерно треть из которых – в возрасте 30 лет. Полицейский главк рапортовал, что подавляющее большинство россиян осело в Тбилиси.

Тбилиси: флаги и номера без удобств

Каков Тбилиси сегодня? Во-первых, местные жители отмечают, что народа стало заметно больше – это видно по улицам, магазинам, пробкам, ресторанам. Второе, что бросается в глаза, – обилие на балконах, окнах и в витринах магазинов украинских флагов. Даже бегущую строку в некоторых обменниках разнообразили: после курса доллара, евро и рубля к лари всплывает фраза «Слава Украине». Но такое не везде: больше в районах, где проживают студенты и в модных у экспатов кварталах – в Вере и особенно в Ваке. Чуть перетекают цвета жовто-блакитного на главный проспект Руставелли. И, пожалуй, все. В Старом городе, в чинных кварталах арабов и турок, в новостройках такого не наблюдается.

Таксист по имени Серго, катающий народ по Тбилиси четвертый десяток лет, объяснил это так: «Думаете, это грузины вешают? С Украины в Тбилиси народу переехало почти столько же, как от вас [России], они и вешают. Одного не пойму: раз такие патриоты, почему здесь сидят? Ваших тоже не пойму, если честно».

В Старом городе удалось пообщаться с Дианой; ей около 40 лет, живет в колоритном доме, доставшимся от бабушки, с классическим грузинским балконом, сдает комнаты иностранцам: «У нас в районе все разобрали, даже безнадежные углы без удобств. Самые простые апартаменты с туалетом на этаже за 800 долларов сдала паре с годовалым мальчиком. Они из Петербурга».

4f0d6aee38a50652dbdd50ee5f27b043.jpg

Отношение коренных тбилисцев к «понаехавшим» весьма пестрое. Немалая часть (как Диана) сориентировались на рынке, и получают с этого выгоду. Грузия изначально была доступна по карману не всем: здесь больше людей, способных платить и за жилье, и за кафе, и за услуги.

Другая часть тбилисцев подписывалась под петициями, призывающих к введению виз и ужесточению условий пребывания граждан РФ на территории Грузии.

Вардо, продавец картин на Сухом мосту Тбилиси: «Из-за приезжих цены полетели, квартиру ни снять, ни купить. То, что стоило 300 долларов, теперь стоит под тысячу. А работа? Ее и так для местных нет. Я не против русских. И не против украинцев. На политику мне плевать. Но жить стало хуже».

Третьи, напротив, видят в притоке русских плюсы. В основном, это молодежь.

Лери, гид в туристической компании: «Я понимаю и поддерживаю желание русских парней не умирать на войне. Грузия всегда была гостеприимной. Русские и экономике, кстати, полезны. У меня знакомая работает в «Верико» (популярный ресторан в центре Тбилиси. - Прим. ред.). Говорит, народу не переводится теперь. Да, там и раньше было много людей, но после коронавируса – кризис, денег нет. А теперь иностранцев много, в ресторанах стало почти как раньше».

de45af2a778db84e31faf8f86a6b0722.jpg

Мечты о «сеньоре» и перманентная тоска

Что же сами русские говорят о своей жизни на чужбине? Признаться, пообщаться удалось с десятками. У каждого из них своя история.

Русских в Тбилиси видно издалека, причем, сбежавшие ведут себя совсем иначе, чем туристы. Бросается в глаза. Некоторые из них, молодые, живут на деньги родителей в ожидании, когда все утрясется. Другие (постарше) проедают последние накопления и переезжают к сердобольным приятелям, надеясь встать на ноги. Или попадаются в ресторане обедающие мужчины в тонких свитерах. Без жен, без подруг. Точно наши. Экспаты, чаще с нормальной удаленной работой и неплохими доходами. Часть из этой категории причалила к тбилисским берегам еще весной. Есть и молодые пары (чаще он работает удаленно, она – пока нет), берущие каждые выходные новую экскурсию по стране, – тоже русские.

Илья, 23 года, Подольск: «У меня дома из-за моего переезда серьезный конфликт: отец категорически не понял меня. Практически проклял. Мама высылает деньги, но на это тут не прожить. Я ищу работу. Вообще я на производстве работал. Но у меня с собой ноутбук. Я буду учиться на программиста. И стану сеньором».

cea0d16c66003bed12d854ad854ec328.jpg

Юлия, 26 лет, Самара: «Конечно, мы с мужем скучаем по дому. Но назад не вернемся – зачем? Мы даже кота перевезли. Стас устроился здесь на работу, я пишу на заказ рекламные тексты. Денег негусто, но пока хватает. Живем у друзей, копим на аренду своего жилья. Что дальше? Не знаю. Живем одним днем».

Глеб, 20 лет, Москва: «У меня были здесь проблемы. Орали в спину матом, плевали. Надписи читал на заборах. Да и флаги эти украинские нервируют. Я очень хочу домой, если честно. И многие мои знакомые хотят вернуться. Не все, конечно. Но страшно. Как нас встретят дома? Я, может, и из меньшинства буду, кто так думает. Но – натупил. Признаю».

Как встретят – вопрос открытый. Частичная мобилизация официально завершена на уровне президента Путина, и очереди на Верхнем Ларсе развернулись на 180 градусов: теперь желающих выехать из Грузии гораздо больше, чем желающих в нее въехать. Это факт.

Остается ждать официальной статистики – на сколько «похудеет» Тбилиси, переживший «русское нашествие».

5a5af44d39d29067e8993e81ec31e226.jpg

Фото: Дарья Сеймовская/ФедералПресс

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.