Зима на берегах Невы – это много снега, сырости и ветра. Кроме того, Петербург не славится качественной уборкой заснеженных улиц. Поэтому к подготовке автомобиля к холодному сезону нужно подойти со всей ответственностью. «ФедералПресс» узнал у экспертов «Авито», какие механизмы авто нужно проверить в первую очередь, а также во сколько это может обойтись.
Приведите в порядок кузов
Перед каждым новым зимним сезоном неплохо бы оценить состояние кузова и появившиеся на нем за активный летний сезон царапины-трещины, а возможно, уже и очаги ржавчины. Небольшие сколы можно лакировать и красить. А вот чтобы устранить глубокие повреждения (доходят до голого металла) – нужно обратиться в кузовной цех: без зачистки и покраски не обойтись.
По данным «Авито», в третьем квартале этого года в Санкт-Петербурге продажи запчастей выросли на треть по сравнению с прошлым 2021-м. При этом самым популярным товаром по числу фактических продаж стали как раз кузовные детали.
Продумайте утепление и автономный подогрев
Большая проблема каждого зимнего утра – холодный двигатель. А по цепочке и салон, в который отопитель гонит теплый воздух далеко не сразу, а через какое-то время после старта. Чтобы не беспокоиться за холодный пуск и не мерзнуть в пробке по пути на работу, можно сделать ряд манипуляций разной степени эффективности и дороговизны.
Частый и самый дешевый вариант – автоодеяло в паре с сигнализацией с автозапуском. Он же наименее эффективный: одеяло любого материала (стеклоткань, минеральное волокно) не делают подкапотное пространство герметичным, теплый воздух все равно будет уходить. Медленнее, но за ночь точно уйдет полностью. Потолок такого гаджета – не дать мотору остывать на коротких остановках в течение дня, но удар ночных заморозков оно нивелирует слабо.
Аналогично с сигнализациями с автозапуском: они, конечно, помогут на протяжении ночи поддерживать в моторе какую-то температуру, отличную от минусовой. Но загвоздка в том, что современные двигатели на холостом ходу имеют минимальную теплоотдачу – обратная сторона минимальных же тепловых потерь и максимальной эффективности мотора. Поэтому надеяться на теплый салон, например, при использовании автозапуска, ночью не стоит.
Лучше всего с прогревом тосольной группы, мотора и салона справляются автономные подогреватели по типу Webasto, но это 50–60 тысяч рублей сразу. Есть вариант с неавтономными – подогреватели с питанием от сети. Тоже не универсально и годится только тем, у кого на стоянке есть доступ к розетке. А лучше сразу гараж.
Как отмечают в «Авито», продажи деталей для двигателей в третьем квартале этого года выросли на 45 % по сравнению с тем же периодом 2021 года. Средний чек покупки при этом составил 12 450 рублей.
Колодки, диски, тормозная жидкость
Сцепления зимой меньше, дистанции для полной остановки автомобиля – больше. Чтобы не усугублять и так физически сложную зимнюю картину, надо быть уверенным в тормозах.
Критический износ тормозного диска обозначен на самой его поверхности вплоть до миллиметра. Ниже этих значений опускаться нельзя. С колодками сложнее: нижний порог износа указан в инструкции, которая, скорее всего, выброшена вместе с коробкой сразу после сервиса по их замене еще два года назад. Обычно рекомендуют менять колодки при истирании накладки до 2 мм, но уже 5–6 мм должны послужить сигналом.
Еще не все и не всегда вспоминают про тормозную жидкость. Обычно регламент прописан в руководстве по эксплуатации. Меж тем химический состав тормозной жидкости с годами деградирует. В результате она начинает интенсивно поглощать влагу, влага накапливается, жидкость перестает эффективно работать – передавать усилие с педали на колодки и другие детали системы. Поэтому раз в 35–50 тысяч километров ее надо менять полностью – со всей абсорбированной за прежние годы влагой.
Покупать тормозные колодки эксперты «Авито» советуют новые – и для этого нужно указать новое состояние в настройках поиска. Платформа покажет только те предложения, которые соответствуют запросу. Так, объявлений о продаже новых тормозных колодок в Северной столице сейчас насчитывается более 40 тысяч.
Масло
Важный момент каждой сезонной подготовки. И речь не только про масло моторное, которое должно быть максимально «жидким» и текучим при любых минусовых температурах. Речь в том числе про трансмиссионное масло, о котором вспоминают реже, а иногда и не вспоминают вовсе, потому что в мануале написано «на весь срок службы». Это не так.
С годами трансмиссионное масло (не важно – МКПП/автомат) накапливает следы износа трущихся деталей, они в свою очередь не дают маслу нормально циркулировать по системе, что может привести как к дорогостоящему ремонту (вплоть до капитального), так и к замене узла. Поэтому перед сезоном важно озаботится и этим вопросом.
Что до масла моторного, то на зиму лить надо то, что «пожиже». Вычислить его очень просто: чем меньше число перед «W» в маркировке, тем при более низких температурах масло будет сохранять текучесть. «5W» или даже «0W» для петербургских зим – с запасом.
Шины
Шипы или «липучка»? А критерий очень прост: шипованные шины драматически лучше на чистом (или не чистом) льду. Причем эффективность их прямо пропорциональна температуре. Те же финские шинники протестировали и подсчитали, что тормозной путь с 50 км/ч при –1° за окном на фрикционных шинах будет на добрых 17 м (!) длиннее, чем на шипованных. При похолодании до –8° машина на «шиповках» остановится пусть и всего на 5 метров, но все же раньше «липучки».
Но это гололед. Максимально сложные условия, которые чаще всего встречаются на мало изъезженных региональных дорогах. Если это город и ездить придется пусть по холодному, пусть со снегом, но асфальту, то в шипованной резине надобность отпадает точно.
Отметим, что в Санкт-Петербурге, по данным «Авито», продажи зимних шипованных шин за октябрь выросли на 74 %, а нешипованных – на 55 %. Новые шины при этом составили больше трети от общего количества продаж.
Трос (а лучше лебедка)
Абсолютно точно с прицелом на зиму надо проверить состояние (и наличие) троса. Скорее всего, это тряпичный простейший трос из «набора автомобилиста» – его сразу выбрасываем, он чуть что – лопнет первым. Стальной менее практичен, хоть и прочнее.
Но в конечном счете самое важное, чтобы по нагрузке он подходил вашему автомобилю. И к указанной производителем нагрузке лучше добавить про запас: то есть под легковушку в две тонны трос рекомендуется иметь с нагрузкой 8–10 тонн.
Более экстремальный вариант – возить с собой внешнюю лебедку. Для города вариант, наверное, избыточный – не все дворы заносит так, что без внешней помощи не тронуться с места. Но при наличии загородной дачи такой гаджет, в принципе, не помешает и владельцам легковушек. В самых крайних случаях можно будет вытащить самого себя из сугроба.
Пусковое устройство и «крокодилы»
Не первая необходимость, но если машина у вас «в годах», и есть сомнения, проживет ли зиму аккумулятор, то лучше иметь некий набор гаджетов для реанимации. Во-первых, нелишне бросить в багажник провода «прикуривания». Только уточните, чтобы зажимы были медные – этот металл дает лучшую проводимость тока.
Во-вторых, на случай «оживления» машины с севшим аккумулятором неплохо бы заранее разжиться бустером с хорошим пусковым током. Их стоимость сопоставима с еще одним аккумулятором, но вряд ли в –25 вы будете жалеть, что потратили такие деньги на прибор, который только что успешно реанимировал ваше авто!
Ну и состояние непосредственно АКБ надо было проверить еще в сентябре. Большинство современных батарей обслужить или восстановить не получится, поэтому если в сервисе приборы показали аномалию – придется покупать новый.
Если по всем семи пунктам чек-листа – порядок, к зиме вы готовы. Если нет – остались буквально считанные дни, чтобы подготовиться.
Фото: Bulkin Sergey / news.ru via globallookpress.com / globallookpress.com, скриншот с Авито.ру