Госдума рассматривает новый закон об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Поправки в условия предоставления услуги должны вступить в силу уже с 1 января 2023 года, а часть норм отложены на 1 июля. Как нововведения отразятся на росте цен такси и расширении нелегального сектора – в материале «ФедералПресс».
Среди основных нововведений – совместная ответственность агрегаторов при ДТП. Теперь в случае аварии служба заказа такси должна будет отвечать наравне с водителем и перевозчиком. Это, по мнению авторов инициативы, заставит агрегаторы внимательнее относиться к тому, кто и как непосредственно оказывает услуги перевозки.
Следующий важный аспект – контроль усталости водителя. Не секрет, что в погоне за длинным рублем водители нередко перерабатывают, что увеличивает риски аварии. Для борьбы с этой проблемой в закон внесено требование об установке устройства контроля над вниманием и усталостью водителя. Соответствующие технические характеристики будут введены специальными актами правительства РФ.
Помимо этих нововведений закон предусматривает ряд требований по перевозке пассажиров:
- Наличие действующего разрешения вести деятельность по перевозке пассажиров такси;
- Наличие записи в реестре перевозчиков легковым такси;
- ТС должно быть внесено в реестр легковых такси;
- Наличие договора со службой заказа легкового такси;
- Разрешение на вид деятельности, которое передавать другому лицу запрещено (имеются исключения);
- Вести деятельность такси можно только в том субъекте, в котором выдано разрешение.
Разрешение на деятельность такси будет по-прежнему выдаваться без оплаты, срок действия (в зависимости от субъекта) или бессрочно, или на 5 лет.
Закон также утверждает требования к такси как транспортному средству:
- Схема такси из квадратов контрастного цвета в шахматном порядке на кузове;
- Фонарь оранжевого цвета на крыше;
- Отсутствие на кузове информации о начальном и конечном пункте перевозки, стоимости перевозки;
- Соответствующий цвет (если установлено субъектом).
Что касается новых требований к водителям, таксист лишается права оказывать услуги при следующих условиях:
- Имеется более 3 неоплаченных штрафов ПДД;
- Если в течение 1 года (до дня перевозки) водитель имеет определенное количество штрафов;
- Водитель не прошел аттестацию на знание территории: объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия (памятников истории и культуры), медорганизаций, образования, спорта, органов власти и прочее.
Вводимые требования призваны обезопасить как пассажира, так и водителя. Единственное, что может вызвать трудности у таксиста – это приобретение дорогостоящего оборудования для контроля, однако его цена все равно ляжет клиента, считает автоэксперт Евгений Барабас.
«Любое дорогостоящее, связанное со специфической метрологией оборудование, которое будет регулярно пломбироваться, сертифицироваться и проверяться, будет приобретаться за счет перевозчиков. И какое-то время его стоимость будет распределена на стоимость поездок. Если в течение года на каждый выезд будет накидываться по рублю, пассажиры этого не заметят, если только не сработает классическая жадность российского бизнеса: как только возникают какие-то требования, начинается глобальный плач в СМИ с угрозами поднять цены», – рассказал Барабас корреспонденту «ФедералПресс».
Также, по его словам, рынок нелегального такси существенно не изменится. Такси без лицензии и агрегаторов – очень небольшой и нишевый рынок, которому невыгодно расширяться.
«Касательно рынка нелегального такси, вряд ли это на него сильно повлияет. Это небольшой, локальный рынок. В Москве это, как правило, точки, где стоят таксисты без лицензии возле метро и возят население района утром и вечером на короткие расстояния. Часто по тем поездкам, которые таксистам из крупных агрегаторов просто невыгодны. Эти люди явно не работают по 25 часов, никакого вреда не представляют и никакое оборудование покупать не будут», – отметил эксперт.
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com