С 1 марта 2023 года в России вступит в силу закон о сервисах онлайн-объявлений, который подписал Владимир Путин. Владеть этими ресурсами с суточной аудиторией более 100 тысяч пользователей смогут только россияне, не имеющие другого гражданства, а также российские юрлица. «ФедералПресс» разбирался, зачем нужен новый закон и поможет ли он обезопасить данные пользователей. Читайте подробнее в материале агентства.
Что изменится после принятия закона о классифайдах
Теперь владельцами сервисов онлайн-объявлений должны быть граждане РФ без другого гражданства и российские юридические лица. Компании также могут владеть классифайдами, если более 50% голосующих акций, составляющих уставный капитал юрлица, находятся у российского гражданина или субъекта РФ.
Зампред комитета Госдумы по информационным технологиям и связи Антон Горелкин пояснил, что в законе смещен акцент с российского владения на российский контроль за решениями юрлица, владеющего такими сервисами. Такое решение было принято после консультации с бизнесом.
Кроме этого, сервисы не должны использоваться для совершения уголовных преступлений, распространения призывов к террору, порнографии, экстремистских материалов и разглашения гостайны. Следить за этим должен владелец ресурса. Это прописано в новой статье закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Владельцы также должны будут «прикрутить» счетчик аудитории к сервису объявлений, интегрировать ресурс с «Госулугами», а Роскомнадзор будет вести реестр классифайдов. После вступления закона в силу сервисы онлайн-объявлений не смогут использовать иностранные мессенджеры для передачи платежных документов или информации, которая содержит персональные данные россиян, а также данные о переводе денег. Передача информации через такие мессенджеры также будет под запретом при предоставлении госуслуг или выполнении государственного задания. Это позволит гарантировать сохранность информации. Списки с иностранными мессенджерами составит Роскомнадзор.
Как новый закон обезопасит данные пользователей
Многие онлайн-сервисы по размещению объявлений имеют огромную аудиторию, сравнимую с аудиторией социальных сетей. При этом не всегда пользователи надежно защищены, особенно когда многие владельцы классифайдов находятся за рубежом. Ограничение участия зарубежных компаний в управлении этими ресурсами создаст хорошие условия для развития отечественных площадок и поможет им сохранить независимость, избежать иностранной монополии. При этом деятельность иностранных компаний на российском рынке не будет ограничена.
«Закон является логичным продолжением деятельности госорганов по обеспечению безопасности информационного пространства РФ. Устанавливается ограничения на иностранное участие для сервисов-классифайдов, что является логичным шагом в регулировании технологических компаний, имеющих значительную аудиторию», – считает заместитель генерального директора АНО «ИРИ» по правовым вопросам Борис Едидин.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева