Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«Где начнем – там и будет»: что говорят эксперты о вооруженных конфликтах в 2023 году

военные
Главная причина «мировых пожаров» – действия США на мировой политической арене

Еще в начале февраля 2022 года мало кто предполагал, что начнется специальная военная операция. В течение года вспыхивали конфликты в Нагорном Карабахе, Сирии, на Балканах. К концу текущего года появляется все больше тревожных новостей о потенциальных горячих точках в разных частях мира. Корреспонденты «ФедералПресс» опросили экспертов и выяснили, что готовит нам наступающий 2023 год.

Балканы

Балканский полуостров давно называют «пороховой бочкой Европы». Именно с инцидента в Сараево началась Первая мировая война, там же не прекращающиеся с 90-х годов конфликты вокруг Косово. Поэтому не удивительно, что именно Сербию считают главной потенциальной горячей точкой нового года.

Так считает Евгений Норин, военный историк, специалист по военным конфликтам на постсоветском пространстве.

«В качестве потенциальных точек, где может что-то загореться, я бы говорил, как ни странно, о Европе. В первую очередь это Балканы – проблема Косово, которая обостряется каждые несколько месяцев. Там постоянно доходит до силовых операций между сербским большинством и албанским правительством, и все осложняется принципиальной нерешаемостью на основе компромиссов, потому что как для сербов, так и для албанцев конфликт имеет принципиальное значение. Поэтому в моем личном топе какая-то смута в Косово», – рассказал Норин корреспонденту «ФедералПресс».

Польша и Восточная Европа

В декабре 2022 года Польша начала активно накапливать силу, вплоть до того, что польские СМИ заговорили о тайной мобилизации. Одновременно с этим российские военные эксперты открыто заявляют, что Польша уже участвует в военном конфликте на Украине и терпит потери личного состава. О возможном военном конфликте в Восточной Европе рассказал политолог, специалист по польской политике Александр Асафов.

«Прогноз в текущей динамике событий – дело крайне неблагодарное. Это та история, когда даже обладающий полной информацией о состоянии вооруженных сил и политических амбиций всех сторон не могут с точностью предсказать события. Даже из той новости, что Польша наращивает военную мощь и готова мобилизовать 200 тысяч человек, делать вывод о том, что страна готовится к войне, мне кажется преувеличением. Прогнозы делать сложно, но все тлеющие конфликты могут разгореться, и возникновение новых тоже нельзя отрицать», – считает эксперт.

Турция

Говоря о Турции, нужно держать в голове ключевое событие ее политики в наступающем году: выборы президента. Для Эрдогана внешне все выглядит замечательно. Но это сейчас. Его противники, а главные из них вовсе не внешние, а внутри правящей элиты, не дремлют, внимательно наблюдая за ситуацией и ожидая вариант «Акела промахнулся!». И война относится именно к таким, маленькая, быстрая и победоносная. Но таких для Турции сейчас нет, считает политолог и тюрколог Владимир Джаралла.

«Конечно, есть Азербайджан, фактически контролирующий Нагорный Карабах. Небольшое число армян опирается на защиту русских миротворцев, но все понимают, что для России приоритет. Разумеется, может быть авантюра в духе Саакашвили, 08.08.08., но последствия тогда непредсказуемы. И, главное, Турция все же участвует тут закулисно. Конечно, есть вечная война с курдами, но тут все уже привыкли к громким заявлениям, локальным боям, и отсутствию какой-либо перспективы. Так что вполне подходит, но эффект не очень силен для публики», – рассказал политолог.

По его словам, намного лучше у Эрдогана получается вызывать гордость у избирателя сугубо купеческими, торговыми комбинациями. Буквально сразу после введения потолка цен на СПГ внезапно возникли пробки из танкеров у проливов. Это было неожиданно даже для США, чиновники которых заявили, что не имеют отношения к ситуации. Но вскоре пришло сообщение, что делегации России и Турции начали переговоры по газу и турецкая сторона будет добиваться невероятной 25%-й скидки.

«Он же еще и активно эксплуатирует образ миротворца-переговорщика между Россией и киевским режимом. Успехи невелики, но важна самореклама. Правда, тут ему предстоит ответную любезность показать: встретиться с Асадом при посредничестве Москвы. Потому стремление к открытому конфликту выглядит маловероятным, если не произойдет какая-то провокация. Без этого главные неожиданности его ожидают внутри страны. И он это знает», – добавил Джаралла.

Помимо него, о возможном греко-турецком конфликте высказался Евгений Норин: «Также я бы обратил внимание на неисчерпанный потенциал греко-турецкого конфликта. Вряд ли там начнется большая война, но некое обострение вполне вероятно».

Ближний Восток

Еще одним не гаснущим в военном плане регионом выступает Ближний Восток. Боевые столкновения там не затихают десятилетиями, начиная с уже упомянутого конфликта в Нагорном Карабахе до отстаивания своих интересов Ираном.

«Конечно, область, где у нас постоянно идут конфликты, – это Ближний Восток. Это продолжающаяся конфронтация в Сирии, там может что-то случиться. Это касается противостояния Ирана со всей катушкой компаса, в частности с Саудовской Аравией, и стычки с Израилем на территории Сирии и с США на территории Ирака. Дополнительно к этому внутренняя смута в Афганистане, и она действительно будет продолжаться», – рассказал о проблемах Востока историк Евгений Норин.

Чего ждать России?

Несмотря на то, что прямой прогноз о месте и времени нового военного конфликта сделать практически невозможно, мировая политическая нестабильность с большой долей вероятности приведет к тому, что где-то что-то начнется. По крайней мере до тех пор, пока англосаксонский мир пытается отстаивать свое право на политическое доминирование. Так считает Юрий Швыткин, заместитель председателя комитета Госдумы по обороне.

«Всем понятно, что в мире будет продолжаться политическая напряженность по отношению к нашей стране. Как вы знаете, спецподразделения Косово нарушили дипломатические договоренности и вошли в северную часть Сербии. Конечно же, это недопустимо и уже провоцирует конфликт. Опять же при прямой поддержке стран Запада», – пояснил Швыткин корреспонденту «ФедералПресс».

Он также добавил, что главная причина «мировых пожаров» – действия США на мировой политической арене.

«США пытается застолбить однополярный мир. Но так не бывает. Прогнозировать конфликты сложно, но пока Америка стоит на своем капитанском мостике, любое столкновение может возникнуть в одночастье», – заключил военный эксперт.

Фото: Sgt. Nicholas Goodman / Keystone Press Agency / globallookpress.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.