Толпы бразильцев выступают против победы на президентских выборах «левого» кандидата Луиса Инасиу Лулы да Силвы, с небольшим перевесом обошедшего «ультраправого» Жаира Болсонару. В стране объявлено чрезвычайное положение до 30 января. Что происходит в стране и какие цели преследуют митингующие – разбирается «ФедералПресс».
Результаты выборов
Президентские выборы прошли в Бразилии в октябре. С минимальным отрывом победу одержал Лула да Силва, представитель Партии трудящихся, получив 50,9% голосов против 49,1% у бывшего главы государства Жаира Болсонару.
Несмотря на то, что администрация Болсонару подтвердила готовность к передачи власти, его сторонники отказались признавать поражение. На улицы вышли люди с лозунгом: «Вор не может быть президентом!».
Да Силва действительно провел за решеткой 580 дней несколько лет назад по обвинению в коррупции и отмывании денег, но до этого дважды занимал президентское кресло и до сих пор пользуется высокой поддержкой у рабочего класса как президент-социалист.
Как разворачиваются события
- 9 января протестующие захватили резиденцию президента – дворец Планалту.
- Лулу да Силва был эвакуирован в безопасный район города.
- Протестующие прорвались в зал заседаний Национального Конгресса Бразилии.
- Полиция начала операцию по вытеснению протестующих из здания Национального Конгресса.
- Полиция сообщила, что сил правопорядка недостаточно для сдерживания толпы.
- Часть полицейских подразделений отказалась подчиняться да Силве и перешла на сторону митингующих.
- До 30 января в столице Бразилии введен режим чрезвычайной ситуации. Права граждан будут ограничены.
- Президент Лула да Силва объявил о начале интервенции федеральных войск в столицу страны для подавления мятежа.
Международная реакция
Дипломаты других стран выступают против общественных беспорядков в Бразилии, признавая выборы да Силвы законными. Так, Аргентина и Чили предложили соседям направить полицейский спецназ для подавления мятежа. Президент Венесуэлы Мадуро назвал протестующих «неофашистами», публично осудив их выступление.
Российские власти не остались в стороне и также выступили в поддержку нового президента.
Выборы нового президента Бразилии прошли чисто и признаны обществом, беспорядки в столице страны – это «путч в никуда», заявил вице-спикер Совфеда РФ Константин Косачев.
«Странный и бессмысленный «путч в никуда» в Бразилии. Выборы нового президента прошли чисто и признаны как бразильским обществом, так и мировым сообществом. Вот и проигравший Болсонару открестился, что делает ему честь», – написал Косачев в своем телеграм-канале.
Сценарий Трампа
Уже с первых часов общественных волнений стало понятно, что своей заявленной цели – смены власти – протестующие не добьются. Ни армия, ни другие страны не поддержали Болсонару, что говорит о спонтанном характере выступлений. Более того, подобный сценарий уже был разыгран совсем недавно в США, когда подвижники бывшего президента Дональда Трампа захватили здание Конгресса в январе 2021 года. Что сподвигло бразильцев на яркий, но сомнительный политический шаг, корреспонденту «ФедералПресс» рассказал Юрий Рогулев, доцент кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
«То, что происходит в Бразилии, – их внутреннее явление, хотя внешнее воздействие, конечно, имеет место в том смысле, что сторонники Болсонару повторяют опыт трампистов. Болсонару сам поклонник Трампа и такую же политику проводил в Бразилии. И примерно такие же у него сторонники – популисты. Так же, как Трамп призвал своих сторонников не соглашаться с результатами выборов, так и бразильцы повторяют некие события, имевшие место в Америке. По той же схеме, потому что это однотипные политические явления», – пояснил американист.
По его словам, текущие выступления – просто PR-акция, чтобы поддержать свой политический вес.
«Какие цели он преследует? Такие же, какие и Трамп, собирая своих сторонников 6 января 2021 года. Он же не признал выборы, не признал их результаты. А Болсонару такой же националист-популист, пусть и с бразильскими особенностями. Конечно, соперничество на выборах было острое, разрыв небольшой. Как популист, он популярность имеет, и сторонники у него агрессивные, вот и получилось так», – рассказал Рогулев.
Фото: IMAGO / Ton Molina / globallookpress.com