На днях Минстрой, Минцифры и ряд других ведомств выступили с совместной инициативой о создании единых платежных квитанций по оплате ЖКУ для россиян. Инициатива получила широкое обсуждение в обществе, обнаружив в себе ряд как существенных плюсов, так и вероятных серьезных минусов. «ФедералПресс» разбирался в том, как возможное нововведение может быть устроено.
Зачем нужны единые квитанции?
На сегодняшний день среднестатистический житель России получает в почтовый ящик множество отдельных платежек – за воду, газ, электричество, теплоснабжение, содержание домов и др. Если старшее поколение к этому давно привыкло, то среди представителей средней и молодой возрастных групп, как отмечают в Минцифры, давно созрел запрос на унификацию системы оплаты ЖКУ.
Сейчас единой формы квитанции попросту нет, так как их составлением занимаются разные операторы и организации. В некоторых случаях жильцы домов даже до конца не понимают, за что именно они платят, так как нет и единой системы обозначений тарифов.
Теоретически, введение единых платежек за коммунальные услуги могло бы сделать процесс более прозрачным, приведя все к единому и понятному для потребителя знаменателю.
Как может выглядеть универсальная платежка
Исходя из обсуждения инициативы, можно понять, что пока что окончательная концепция единой квитанции еще в разработке. Однако в России уже есть примеры подобных документов – например, единый макет платежек используется в Санкт-Петербурге с осени прошлого года. Он включает в себя:
- Перечень услуг с суммой оплаты
- Показания счетчиков (учтенные и место для текущих)
- Показания общедомовых счетчиков
- Долг на начало прошлого месяца
- Информация о перерасчете
- Общая сумма к оплате
- Информация о поставщиках ресурсов
- Информация о добровольном страховании жилья
Кстати, это не единственный пример. Помимо Северной столицы, такие квитки в тестовом режиме приходят жителям Курской области.
В ведомствах также обсуждают возможность включения в документ различного рода QR-кодов для оперативной подачи жалоб, перехода на сайт оператора или поставщика, а также других опций. Пока все это – только в теории: фактически принять подобное нововведение можно только после успешного апробирования в реальных условиях.
Одной квитанции – один оператор?
Судя по официальным заявлениям Минстроя, в проекте именно это и предполагается.
Для перехода к единой системе квитанций, все тарифы и квитки нужно будет перевести в систему ГИС ЖКХ. Эксперты ведомства полагают, что таким образом получится снизить злоупотребления и на госуровне контролировать оборот денег в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Потребители же, по задумке, получат доступ к единому сервису, который, возможно, в будущем будет совмещен с другими, например – с Госуслугами.
Какие могут быть минусы
Разумеется, редкое нововведение начинает свою работу без изъянов. И в данном случае как представители общественности, так и различного рода эксперты находят вероятные минусы, с которыми система единой оплаты ЖКУ может столкнуться. Приведем несколько примеров, звучащих чаще всего.
Проблемы с частными домами
Если с многоквартирными жилыми домами подобная схема понятна, то вот владельцы частных домов могут оказаться в непростой ситуации.
Например, они могут пользоваться автономными системами отопления или электроэнергии. В этом случае остается неясным, кому и за что они должны платить, и как это возможно объединить без подключения к единому оператору.
Нагрузка на систему
История знает немало примеров того, как различного рода сервисы могут не справляться с большими объемами данных и количеством запросов пользователей.
В данном же случае речь может идти буквально обо всех российских потребителях услуг ЖКХ, что потребует создания не только мощных реестров, но и системы, оперирующей колоссальным объемом расчетов.
Вероятность большего роста тарифов
За последние годы россияне не раз сталкивались с повышением тарифов ЖКХ, однако зачастую они происходили не единовременно – обслуживающие и ресурсоснабжающие компании сами проводили расчеты по своим позициям после длительных согласований.
Некоторые представители общественности и эксперты уже выразили опасение, что приведение всех услуг к единым тарифам и знаменателем может в будущем обернуться для потребителей подорожанием на большие суммы, нежели это было прежде. Пока что этот вопрос остается открытым.
Фото: Aleksander Polyakov / Global Look Press / globallookpress.com, Nikolay Gyngazov / Global Look Press / globallookpress.com