Top.Mail.Ru
Экономика
Ханты-Мансийский автономный округ
0

Как главный нефтяной регион России справился с санкциями: победы, потери и прогнозы

Наталья Комарова
Руководство Югры справилось с санкциями на первом этапе

Югра пережила беспрецедентный по количеству санкций год без особых потерь. Об этом говорят основные показатели социально-экономического положения региона по итогам 11 месяцев 2022 года, опубликованные Тюменьстатом. Округ показал неплохие результаты в промышленности, однако некоторые сферы малого и среднего бизнеса начали проседать. Как экономика нефтегазового региона перенесла ограничения и какие прогнозы дают эксперты на 2023 год – читайте в материале «ФедералПресс».

Промышленные показатели

Индекс промышленного производства в Югре за январь – ноябрь 2022 года, в отличие от соседнего ЯНАО, показал рост и составил 103 % к аналогичному периоду 2021-го. При этом в добыче полезных ископаемых ИПП за этот период равен 103,9 %, в обрабатывающих производствах – 99,5 %.

«В целом тенденции, наблюдаемые в Югре, соответствуют общероссийским. Рост в сфере добычи обусловлен высокими показателями начала года, в январе – марте отмечался рост на уровне 9,4 %. С апреля месячные показатели замедлились и начали влиять на показатель в пересчете за год», – пояснила «ФедералПресс» замдиректора по информационно-аналитической работе Института экономики УрО РАН Анна Ускова.

Как подчеркнула эксперт, добыча нефти и ее экспорт продемонстрировали в 2022 году устойчивость, что обусловлено высокой долей России на мировом рынке нефти. И в условиях дефицита предложения введенные против РФ санкции привели к перетоку российского экспорта на другие рынки. Основными покупателями стали Индия и Китай.

«Новые ограничения в декабре 2022 года (потолок цен) не успели оказать влияния на показатели прошлого года, они будут влиять уже на ситуацию в текущем и следующем году», – подчеркнула Анна Ускова.

Таким образом, по итогам 2022 года ИПП в Югре можно ожидать в пределах 102–102,5 %. А вот прогнозы на текущий год не такие радужные. Эксперты прогнозируют снижение экспорта нефти из России на 10 %.

«Развитие ситуации будет во многом зависеть от того, насколько быстро Россия сможет переориентировать поставки нефтепродуктов из Европы на новые рынки – азиатские и стран Ближнего Востока. Первые месяцы текущего года будут периодом адаптации к новым ограничениям, поэтому более точные оценки можно будет делать по итогам первого квартала», – пояснила Анна Ускова.

21b32d18b32b7480965c8a789bcaa8c1.jpg

Чего ожидать от потолка цен на нефть

Независимый аналитик-экономист, руководитель Уральской школы переговоров Константин Селянин отметил, что рост ИПП связан с нефтегазовым сектором экономики региона. «Это показывает, что санкции, которые вводились против России, действовали не сразу. Российскую нефть покупали очень охотно. Сейчас эти цифры не отражают текущую ситуацию. Будет интересно посмотреть цифры декабря, когда вступил в силу ценовой потолок на нефть, и за первый квартал 2023 года», – согласился с предыдущим спикером Селянин.

Как уточнил собеседник, в конце декабря российская нефть продавалась в среднем за 50,50 доллара США за баррель, а в январе – уже за 38,7 доллара. Причем в эту сумму входят расходы по транспортировке, логистике и так далее. Если эти затраты вычесть, то получается, что нефть продается почти по себестоимости.

«Потолок цен явно сработал. Это скажется крайне негативно на регионе, как минимум сократится прибыль компаний в округе, как максимум – придется сокращать добычу. Россию ждет снижение добычи на 10 и более процентов. Для нефтяного региона это означает потерю рабочих мест. Ситуация изменится в худшую сторону для Югры уже в 2023 году», – считает Селянин.

Напомним, накануне стало известно об ответных санкциях – Россия не будет продавать нефть странам, которые ввели ценовой потолок, но могут быть исключения. Селянин назвал это иллюзией, так как даже страны, которые не входят в список санкционирующих и считаются дружественными – Китай, Индия и Турция, ведут крайне прагматичную политику и покупают нефть подешевле, пользуясь своим исключительным положением.

«Наши друзья в кавычках пользуются потолком, он есть, как и закон всемирного тяготения, и вы не можете его отрицать и делать исключения. Это иллюзия, что каким-то указом на это можно повлиять. Эта мера с точки зрения пиара выглядит эффектно, но на практике ценовой потолок работает, декабрь и январь это показали. Все прекрасно понимают, что покупать у России нефть дороже никто не будет», – заключил эксперт.

Как чувствует себя малый и средний бизнес

О состоянии малого и среднего бизнеса прямо говорят показатели в сфере розницы и услуг. По данным Тюменьстата, оборот розничной торговли в округе снизился на 4,8 % (95,2 % к январю – ноябрю 2021-го). За 11 месяцев прошлого года югорчане потратили в магазинах 457 млрд 531,5 млн рублей.

«Покупательская способность населения падает. Это очевидно. Розничная торговля отражает тот факт, что люди начинают экономить. К сожалению, причина в одном – снижение реальных доходов населения», – заявил в беседе с «ФедералПресс» председатель югорского отделения «Опора России» Владимир Зиновьев.

Другие показатели свидетельствуют об обратном. Так, в кафе и ресторанах югорчане потратили 34,1 млрд рублей. Этот сектор экономики подрос на несколько процентов (102,5 % к 2021-му).

В сфере платных услуг также отмечен небольшой рост – на 6,5 %. За отчетный период югорчане отдали 135 млрд 443,7 млн рублей. При этом на коммунальные услуги приходится 22,2 % от общего объема услуг, на транспортные – 18,2 %, на телекоммуникационные – 18,1 %, на жилищные – 12,3 %, на бытовые – 8 %, на образование – 6 %, на другие виды – 15,2 %.

«Количество платных услуг увеличивается. И это те вещи, на которых не сэкономишь и от которых нельзя отказаться. Люди, получив доход, в первую очередь оплачивают коммуналку, услуги первой необходимости. А дальше идет сфера потребления», – подчеркнул Владимир Зиновьев.

Как отметил спикер, югорский бизнес пытается с оптимизмом смотреть в будущее. По его мнению, пока предпосылок к падению не наблюдается, бизнес видит серьезный настрой власти на поддержку МСП. Но одно дело – принимаемые административные меры поддержки, другое – возможность для расширения бизнеса, акцентировал собеседник.

«Возможностей для расширения бизнеса больше не становится. На это влияет ограниченный доступ к кредитным ресурсам и снижение инвестиционных вложений со стороны крупнейших нефтегазовых компаний региона. Сфера розничной торговли связана напрямую с покупательской способностью населения, а когда доходы населения не растут, сложно говорить о том, что она будет расти», – добавил Зиновьев.

Также при росте экономики в целом отмечено падение грузооборота автотранспорта организаций (без малого бизнеса). Он за 11 месяцев 2022 года составил 1958,8 млн тонно-километров, или 91,2 % к 2021-му. Это отголоски санкционного давления, считает эксперт.

«Сказалось внешнее санкционное давление, снижение добычи нефтяных компаний, снижение инвестиционных вложений, что привело и к снижению грузооборота в том числе. К сожалению, санкции коснулись малого, среднего и крупного бизнеса, сферу услуг особенно. А грузоперевозки – это сфера услуг», – сказал Зиновьев.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова

Сюжет по этой теме
5 марта 2022, 15:54

Санкции против России

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.