Троллейбусная сеть в Великом Новгороде заработала 3 декабря 1995 года – она была первой городской системой этого электротранспорта в России после распада СССР. Сейчас «рогатый» ходит лишь по Софийской стороне города, по трем маршрутам. Предложения о замене троллейбусов автобусами в городе звучат давно: тему поднимали депутаты и чиновники разного ранга. Но в январе 2023 года в областном правительстве этот вопрос поставили максимально серьезно. Решение обещают принять в конце февраля. «ФедералПресс» узнал мнение экспертов и местных жителей о том, нужны ли троллейбусы древнему городу.
Почему в Новгороде могут отменить троллейбусы
Министр транспорта Новгородской области Константин Куранов на одном из брифингов в начале февраля рассказал, что, по его мнению, троллейбусное сообщение в областной столице на сегодняшний день себя изживает. Так, по трем троллейбусным маршрутам курсирует 15 машин. Их обслуживанием занимается АО «Автобусный парк» – перевозчик, который находится в областной собственности. В феврале директор предприятия Владимир Еремин «проводит аудит финансов» по троллейбусному направлению, заметил Куранов. После примут решение, оставаться привычному для горожан электротранспорту в Новгороде или нет.
«Мы в минтрансе, безусловно, общаемся с каждым перевозчиком и знаем, у кого какие проблемы, и физически должны работать на опережение», – рассказал Куранов.
В случае отказа от троллейбусов, замечают в минтрансе, каждого желающего продолжить работу водителя троллейбуса переучат для работы за рулем автобуса. За счет средств «Автобусного парка» переобучат на соответствующую категорию. Срок переобучения займет максимум три месяца. При этом у водителя автобуса зарплата выше, чем у троллейбусного «рулевого».
Сами троллейбусы областной минтранс предлагает заменить автобусами. Плюсами в этом случае, по словам министра, станет большая маневренность в составлении маршрутной сети, которая не привязана к проводам, и обеспечение так называемого «чистого неба».
«Специалисты ликвидируют контактную сеть и ряд опор, которые ее поддерживают. Так, виды в черте города станут еще симпатичнее», – заметил Куранов.
Третьим плюсом, по его словам, можно считать «экологически чистое топливо» автобусов – компримированный метан. Хотя метан не отличается особой экологичностью, замечает директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин.
«Сжигаете вы дизель или газ – все равно у вас CO вылетает в воздух, вместе с твердыми частицами. Да, при использовании метана последних теоретически меньше. Но дизельный двигатель можно «обезвердить» фильтрами, а троллейбус не дает выхлопа вообще никакого», – говорит эксперт.
«ФедералПресс» предлагал директору «Автобусного парка» Владимиру Еремину рассказать о ходе аудита троллейбусного депо и возможной судьбе электротранспорта в городе, но он отказался от беседы.
Нужны ли Новгороду троллейбусы: мнения экспертов
Участник новгородского урбанистического движения «Новый город» Алексей Сабельский признает, что троллейбусное движение в Великом Новгороде находится в плохом состоянии, поэтому на первый взгляд кажется, что проще и дешевле просто ликвидировать этот вид транспорта.
«Но, если мыслить не сиюминутными задачами, а на долгую перспективу, это решение кажется мне поспешным», – считает Сабельский.
С ним солидарен и Владимир Валдин.
«Решение о ликвидации троллейбусов – тактическое, но не стратегическое», – добавляет эксперт.
Польза троллейбуса, замечает Сабельский, не только в его экологичности. Современный электрический двигатель имеет меньше узлов и требует меньше усилий при обслуживании и ремонте, он реже ломается, тише и эффективнее работает, говорит участник «Нового города». А современные троллейбусы способны разгоняться быстрее своих дизельных собратьев.
Да, троллейбусный парк в Великом Новгороде и контактные сети долго не обновлялись, утверждает участник «Нового города». При этом «модернизировать уже существующую систему намного проще, чем ликвидировать, а потом, признав это ошибкой, воссоздавать ее с нуля».
«Хотя этот путь уже проходят некоторые города, которые ранее отказались или существенно сократили трамвайное и троллейбусное движение», – говорит эксперт и добавляет, что в нынешней ситуации создание современной системы электрического общественного транспорта требует вложений для такого города, как Великий Новгород.
«Что до «чистого неба», то современные конструкции троллейбусной сети совершенно другого качества, поэтому после модернизации они точно ничего бы не «уродовали», – считает Владимир Валдин.
По его мнению, региональные власти могли эксплуатировать троллейбусы в режиме электробусов при помощи технологии увеличенного автономного хода. В этом случае машина под проводами не только питается от них, но и заряжает тяговый аккумулятор.
«После этого транспорт может проехать внушительное расстояние вовсе без контактного провода», – подчеркивает Валдин.
По его словам, эту технологию используют на маршруте № 47 в Петербурге. В Великом Новгороде же ее использование позволило развить маршрутную сеть. Также властям стоит не заменять троллейбусы автобусами, а выставлять на линию более современные варианты электротранспорта – пусть и б/у из других регионов, замечает Валдин.
«По моей информации, в депо Великого Новгорода 33 троллейбуса. Из них пять откровенно «лохматые» – 98 года. На приколе стоят четыре машины. Возможно, используют 15 троллейбусов из-за нехватки водителей. Но даже с имеющимся набором машин можно обеспечить хороший интервал движения», – говорит эксперт.
Другой участник «Нового города» Евгений Нефедов отмечает, что троллейбусы – важная часть инфраструктуры, на которую обращают внимание туристы и люди, рассматривающие город как место для переезда.
«Наличие троллейбуса может быть одним из пунктов, на который обратит внимание человек, исследуя город», – замечает Нефедов.
Хотят ли жители ликвидации троллейбусов
Мнения новгородцев о возможной ликвидации троллейбусов с улиц Великого Новгорода разделились. Горожанин Игорь Глумов замечает, что срок службы подвижного состава троллейбуса больше, чем у автобуса, в четыре раза, а затраты на обслуживание меньше.
«Почему вы пытаетесь граждан убедить в необходимости ликвидации, а не развития и увеличения троллейбусного парка? Причины – затраты. Так без затрат существования и развития инфраструктуры невозможно. Странная политика», – рассуждает новгородец.
С его позицией совпадает и мнение новгородки Ксении Икренниковой.
«Троллейбусы – единственный транспорт в городе, который вообще ходит по расписанию стабильно. И некоторые части города соединяют только они», – говорит жительница.
А вот Алексей Смирнов хотел бы вместо «рогатых» увидеть «что-то более технологически продвинутое, современное».
«Но это дорого. Может, можно использовать транспорт меньшей вместимости, но иметь в большем количестве и пускать с меньшим интервалом? Но все эти вопросы должны быть продуманы. Тема широкая», – высказался новгородец.
Проблемы в управлении
Алексей Сабельский считает одной из проблем в сфере общественного транспорта Великого Новгорода устройство управленческой системы. Так, например, ранее муниципальный «Автобусный парк» переформатировали в акционерное общество и передали в собственность области.
«Так город остался без своего общественного транспорта и возможности как-то самостоятельно решать его проблемы. Хоть 100 % акций «Автобусного парка» и принадлежат правительству Новгородской области, само предприятие перестало быть формально государственным – это не ГУП, а акционерное общество, которое должно извлекать из своего бизнеса прибыль», – замечает Сабельский.
По его словам, в большинстве комфортных городов мира общественный транспорт считается дотационной отраслью. Например, в Билефельде, городе-побратиме Великого Новгорода, работает смешанная система, в которой есть место и муниципальному транспорту, и коммерческому.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Дмитрий Барков
Инфографика: Светлана Возмилова