Четыре года подряд небольшой городок с комично-депрессивным названием Дно в Псковской области аналитики некоего интернет-агентства признают самым матерящимся в стране. Об этом регулярно пишут все возможные СМИ, а местные жители читают, недоумевают и, возможно, про себя матерятся. «ФедералПресс» решил узнать, как небольшой городок на Северо-Западе умудряется ругаться так, что об этом узнает вся страна.
Легенды псковского Дна
Город Дно – вроде бы заурядный райцентр в Псковской области с населением почти восемь тысяч человек, удален на 113 км от региональной столицы. В истории он известен в первую очередь благодаря мифу об отречении от престола императора Николая II – в городе даже по этому поводу поставили поклонный крест. По распространенной легенде, именно на местной железнодорожной станции государь подписал судьбоносный документ. Но это заблуждение: в дневнике Николая II станция Дно упоминается как одна из точек на пути сначала в Царское Село, а затем, после изменения маршрута, в Псков. Это подтверждают и другие источники. Знаменитое отречение и подписание соответствующего манифеста состоялось в вагоне императорского поезда уже в Пскове.
Должно быть, сам топоним располагает к тому, чтобы плодить вокруг его истории мифы. Так, согласно преданиям, на месте нынешнего райцентра в начале XV века располагалось две деревни с не менее веселыми названиями: Дно Большое и Донце Меньшое. Легенды гласят, что:
- местные встречали в этих широтах русалок и змей с красным гребнем;
- здесь случилось землетрясение;
- жители отражали турецкое нашествие.
Сто лет назад кадровый военный инженер Александр Гундоров, который начинал карьеру в Дновском паровозном депо, писал в мемуарах:
«Название Дно очень подходило этой необжитой станции, расположенной в глуши Псковщины и населенной прибывшими из разных мест людьми для временной, как они считали, работы».
С появлением железной дороги Дно выросло в размерах и численности, стало большим селом, потом городом. Райцентр в большие новости особо не попадал, ни в СССР, ни в постсоветской России. Пока не наступила осень 2019 года.
Четыре года в лидерах мата
Осенью 2019 года в СМИ пошли одна за одной публикации о том, что жители Дня, оказывается, самые матерящиеся люди страны – с такими результатами исследования тогда выступило digital-агентство «Интериум». Их рейтинг учитывал упоминания вариаций матерных слов в соцсетях, на форумах и в мессенджерах. Местные жители статусу своего города тогда, конечно, удивились, но особого значения рейтингу не предали.
![]()
Но на этом история «бранящегося Дна» не закончилась. Удивительным образом «Интериум» отдавал Дну «пальму первенства» как самому матерящемуся городом России четыре года подряд – с 2019-го по 2022-й.
Дновцы, конечно, начали всерьез недоумевать. Кто-то из жителей на «шибко умных» составителей рейтинга всерьез обижался, другие же, напротив, воспринимали новый виток всероссийской популярности с улыбкой. Однако вопрос «почему так?» до сих пор остается для местных загадкой, отмечает в беседе с «ФедералПресс» депутат Дновского района Николай Иванов.
«Я не помню, чтобы наши люди как-то особенно матерились. Не больше, чем в других городах и селах. Да, иногда ругнемся, ну а кто без этого? Может, это молодежь в интернете матерится так много, кто знает», – высказал предположение Иванов.
По словам его коллеги по небольшому, но гордому местному парламенту Натальи Васильевой, дновцы к четырежды полученному званию относятся иронично.
«Все по этому поводу шутят, никто на свой счет не принимает», – отмечает член собрания депутатов Дновского городского поселения Наталья Васильева.
Отметим к слову, что аналитики «Интериума» по итогам 2022 года констатировали, что россияне в целом стали материться гораздо больше. Граждане выучили новые слова, тем самым пополнив «запас матюгов» еще на 91 слово, отмечали исследователи. Тогда, подчеркивали они, это могло быть связано с пандемией и сопутствующими трудностями, финансовой нестабильностью. В 2022-м же количество мата в соцсетях выросло на 17 % по сравнению с прошлым годом, говорят в агентстве.
«Стресс и трудности способствуют росту количества нецензурной брани в соцсетях, так как пользователи стремятся выражать свои эмоции, особо не сдерживаясь. Кроме того, и сами площадки почти ничем не ограничивают коммуникацию людей, несмотря на ранее принятый закон, который должен был бы регулировать такую лексику. Это, впрочем, очень сложно реализовать на практике», – заявил руководитель отдела мониторинга и аналитики «Интериума» Александр Анохин.
Из-за чего жители Дна матерятся больше всего
«Я не думаю, что провинциальный город в депрессивном регионе России может намного превосходить по матерщине другие аналогичные города», – комментирует лексические предпочтения жителей Дна писатель Кристина Гептинг.
Она предполагает, что «матерщинники» указывают в соцсетях город Дно как место жительства символически, пытаясь передать отношение к окружающей российской действительности. А на самом деле они живут в другом месте.
«Топоним позволяет цитировать такие мемы как, например, «и тут со дна постучали» и прочие», – говорит Гептинг.
При этом, по ее мнению, применение мата может быть весьма разнообразным.
«Он может быть хамской бранью, а можно нецензурную лексику использовать весьма разнообразно – как, например, в литературе», – считает писатель.
Неудивительно, что лидером такого рейтинга стал маленький город, говорит доктор филологических наук и профессор одного из университетов на Северо-Западе РФ, согласившийся пообщаться с «ФедералПресс» на анонимных условиях – по его словам, «из-за щекотливости темы».
«В небольших райцентрах характерно неформальное общение – ведь там все свои. А мат – это выразительное средство, которое можно использовать среди «своих людей», – говорит ученый.
При этом, замечает он, город Дно – мягко говоря, экономически и социально не самый привлекательный.
«А ведь к этой части русского лексикона прибегают не от хорошей жизни. Ну и интернет – более свободная площадка. Тут ты не видишь человека в глаза, можешь себе позволить больше, чем в реальной жизни», – утверждает профессор.
При этом, по его словам, Дно вписывается в российскую тенденцию последних годов по растабуизации мата.
«Он стал более дозволенным, менее шокирующим. Но все-таки нельзя сказать, что его воспринимают как что-то нежное, романтичное. Его тональность до сих пор негативная, хоть и позитивные эмоции с его помощью тоже выражают», – замечает доктор филологических наук.
Кристина Гептинг же считает, что жители Дна могут использовать свой «матершинный» статус для продвижения города. Например, сделать мультимедийный проект о матерных высказываниях на древнем новгородском диалекте или выпустить словарь.
«Такое продвижение позволит привлечь людей в это по-своему уникальное место в широтах северо-западной глубинки. Ведь это места, которым не хватает туристического внимания», – подчеркивает писатель.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Рейтинг: «Интериум»
Эксклюзивы «ФедералПресс»


