На Кубань обрушились сильные дожди и начал таять снег, выпавший накануне в ряде городов Черноморского побережья. Дороги размыло, и ливневки не справляются. «ФедералПресс» разобрался, почему потопы ежегодно усложняют жизнь муниципалитетам и угрожают опасностью населению.
Тенденция потопов в Краснодарском крае носит ежегодный характер. Как правило, обильные дожди в субтропической климатической зоне проходят в августе-сентябре. Однако в этом году они пришли неожиданно в феврале. Ситуацию усугубили осадки в виде снега, которые начали массово таять.
Дороги и мосты смывает
На сегодняшний день наиболее остро проблема затронула Туапсинский район. Из-за паводков грунт сошел на сочинскую трассу, также подмыло съезд с железобетонного моста в Ольгинке. Подъем рек зафиксирован в Северском районе.
В Горячем Ключе сильный дождь прошел в ночь с 18 на 19 февраля. На реках Псекупс и Каверзе на отметке «опасные явления» сработали предупреждающие датчики. В одной из школ подготовили пункты временного размещения в случае возможной эвакуации. Только за одну ночь уровень воды в реке Псекупс поднялся почти на три метра – со 102 до 370 см. В Горячем Ключе подтопило 3 придомовых территории, а в селе Безымянном – 7. По предварительным данным, обошлось без жертв и пострадавших.
Глава города Сергей Белопольский отметил, что ситуацию спас тот факт, что в прошлом году прочистили участки рек Чепси, Кавярзе и Псекупс. Если бы этого не сделали, последствия могли бы быть гораздо катастрофичнее.
В Туапсинском районе 19 февраля из-за дождей сошел сель на дорогу Туапсе – Майкоп. Было организовано реверсивное движение, поскольку часть трассы подмыло. В реке Туапсе вода поднялась до отметки в 540 см. На следующий день сель сошел на федеральную трассу Джубга – Сочи в районе села Дедерка. На дороге обвалилась обочина вместе с металлическим ограждением. Одну из полос пришлось временно закрыть, движение в обе стороны было приостановлено.
Под угрозу последствий от дождя попало даже Черное море. В Туапсе канализационные трубы были модернизированы в 2018 году после очередного потопа. Они находятся в районе городского пляжа. Из-за обильных осадков трубы практически полностью оказались в воде. При их обрыве все канализационные стоки попадут не в очистные, а прямо в Черное море. Все это может вызвать настоящую экологическую катастрофу.
Потопы в феврале для Краснодарского края не специфичны, считает экоактивист Евгений Витишко.
«Для Краснодарского края такие потопы в феврале непривычны. Обычно такие обильные дожди проходят в конце лета либо начале сентября. Свою роль также сыграл снег, который начал таять. Муниципалитеты были не готовы. Система мониторинга паводков показала свою бесполезность. В большинстве там показывается только направление ветра, ситуация с паводками в крае в целом не отражается. Пострадала зона примыкания к морю, как и в прошлом году. Муниципалитеты не применяют никаких мер по увеличению пропускной способности ливневок, также игнорируется обеспечение безопасности сооружений, находящихся непосредственно в зоне паводков», – считает эксперт.
Сочи изначально не подготовили
В Сочи вместе с дождем начали массово таять осадки в виде снега. До неблагоприятной отметки поднялась вода в реках Куапсе и Чемит, а на реке Аше в районе села Хаджико уровень воды дошел до опасных явлений. В селе Каткова Щель частично подмыта переправа через Чемит.
В поселке Лоо паводки спровоцировали подвижку грунта, из-за чего на прилегающие подземные коммуникации было оказано разрушающее давление. Поврежден водопровод диаметром 700 мм. Перебои в водоснабжении уже ощутили на себе жители поселков Якорная Щель, Беранда, Вардане, Детляжка, Верхнее Буу, Нижняя Хобза, Уч-Дере, Лоо, Дагомыс, Сергей-Поле, Волковка, а также проживающие в микрорайонах Шаумяновка, Лазурный Берег.
Стоит отметить, что паводки в этом году прошли без жертв. Летом 2022 года обильные дожди смыли в Черное море два автомобиля. Погибло около 10 человек, в том числе и дети. В феврале этого года эти две машины выкинуло на берег из-за шторма.
В Сочи ежегодно уходит под воду Имеретинская низменность, которая была обновлена перед началом Олимпийских игр в 2014 году. Фактически новый объект вызывает большие вопросы по качеству строительства.
«Имеретинская низменность у нас затапливается постоянно, хотя там все новое, строили к Олимпиаде. Возникает вопрос, почему мы наблюдаем такое качество объекта. Как его сдали и приняли? Также новое здание адлерского ж/д-вокзала, оно тоже постоянно тонет. Если у нас есть объекты, которые мы не может обеспечить безопасностью на современном этапе строительства, то что мы можем говорить о старых поселках», – считает Евгений Витишко.
Решение проблемы есть
Вопрос с постоянными подтоплениями в некоторых регионах не раз обсуждался на федеральном уровне. Не так давно президент России Владимир Путин предложил переселять людей с паводковых территорий в жилье поблизости, но без риска разрушения новых зданий от стихийных бедствий. По мнению главы государства, такая мера позволит обеспечить безопасность людей.
«У нас изначально идея заключалась в том, чтобы на опасных территориях люди не оставались. Понятно, что человек привык к конкретному месту, но надо предоставлять просто возможность где-то рядом, чтобы удобно был», – считает президент.
Владимир Путин отметил, что в некоторых регионах паводки проходят по нескольку раз в год. Поэтому нет целесообразности в том, чтобы постоянно восстанавливать дома пострадавшим жителям. Нужно их просто переселить в более безопасное место.
В Краснодарском крае такая методика еще не применялась, поскольку для бюджета края это слишком затратно. Возможно, если в силу вступит какая-либо федеральная программа, то инициатива может быть выполнима, считает эксперт в области урбанистики и развития муниципальных образований Николай Куксенко.
«На данном этапе это выполнить слишком трудно. Во-первых, нужно выделить земли и полностью переселить людей из зоны паводков. Это затратно на уровне краевого бюджета. Но при федеральной поддержке выполнимо. Вопрос в том, что многие жители сами не захотят покидать свои дома. Менять первую береговую линию на более отдаленные места предпочтут далеко не все», – считает эксперт.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий
Паводки в России