О желании довести платную трассу до Владивостока заявил в послании Федеральному собранию президент РФ. «Уже принято решение продлить скоростную автомагистраль Москва – Казань до Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени, а в перспективе – до Иркутска и Владивостока, с выходом в Казахстан, Монголию и Китай», – рассказал собравшимся Владимир Путин. Что сулит бизнесу новая инициатива и какие риски несет для концессионеров, желающих принять участие в ее строительстве, – в материале ФедералПресс.
Тянем, потянем
Хотя планы по строительству платной трассы М-12 между Москвой, Нижним Новгородом и Казанью были зафиксированы на бумаге еще в 2018 году, активное ее возведение началось только в 2021-м. Весной того же года президент РФ предложил Федеральному собранию «дотянуть» скоростную дорогу до Екатеринбурга. Первый подмосковный участок автомагистрали открылся в сентябре 2022 года, а уже в декабре были введены в строй сразу две другие ее части – во Владимирской и Свердловской областях: и оба раза в церемонии открытия участвовал Владимир Путин. Изначально проект планировали завершить к 2027 году, но впоследствии сроки было решено сократить: целиком закончить трассу до Казани строители обещают уже в конце 2023-го, а Екатеринбург с Москвой дорога должна соединить к 2024 году.
Заявленные темпы строительства стали возможны благодаря федеральной поддержке властей и постоянному увеличению финансирования. Если в 2020 году Минтранс оценивал стоимость скоростной трассы в 705 миллиардов рублей, из которых 332 миллиарда предполагалось выделить из средств федерального бюджета, то через два года цена автомагистрали выросла до 800 миллиардов рублей, а к 2023 достигла 911,6 миллиарда. По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, подорожание в основном было вызвано ростом стоимости стройматериалов и введением пандемийных ограничений.
«Только за 2021 год расходы на металл выросли на 12 миллиардов, а перевозки подорожали на восемь миллиардов», – рассказывал в интервью заместитель премьер-министра РФ в апреле прошлого года.
Переход хода
Изначально магистраль должна была соединить европейские страны с западными провинциями КНР через Казахстан. Но со временем планы пришлось перекраивать: разворот на Восток сегодня перестал ограничиваться только этими двумя странами, а остановка торговых отношений с западными странами заставила бизнес искать новые пути в прямом смысле слова. Очевидно, этим объясняется инициатива президента РФ продлить строительство автомагистрали до Владивостока, сделав по пути ее следования ответвления в близлежащие государства.
Стремясь снизить зависимость от логистических хабов в ближайшем зарубежье, бизнес получит дополнительные преференции от такого предложения Кремля. По мнению Марии Никитиной, эксперта по транспортной логистике, – новое строительство увеличит пропускную способность пограничных переходов с Монголией и Китаем, что отразится на деловой активности соседних с ними российских регионов.
«К примеру, в Хабаровском крае «на бумаге» существует 9 переходов, тогда как фактически работают только два. Погранпереходы в России недоинвестированы, недостаточно развиты и при этом могут развиваться частным бизнесом, имея большую инвестиционную привлекательность», – считает Мария Никитина.
Все в «Автодор»
Кроме доставки грузов по новой магистрали к ее строительству следует активнее привлекать частный бизнес, а не только госкомпании и аффилированные с заказчиком строительные организации, уверены эксперты. Так, при прокладке скоростной дороги до Казани, контракты на ее строительство получили лишь крупные подрядчики на безальтернативной основе, а все семь конкурсов на дорожные работы были отменены из-за отсутствия других участников.
Результатами такой политики стали нарушения, которые спустя два года Счетная палата РФ нашла при проверке строительства дороги. В частности, не на всех строительных площадках были проведены необходимые экспертизы, не откорректированы расчеты на выделение средств, не были своевременно заложены необходимые транспортные развязки.
«В результате в адрес госкомпании «Росавтодор» предъявлена упущенная выгода на сумму в 446 миллионов рублей, что свидетельствует о рисках увеличения расходов федерального бюджета», – так резюмировал итоги проверки аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.
Лыко в строку
Помимо финансов в подобных проектах важна и социальная составляющая: удлинение автотрассы скажется на развитии соответствующей дорожной инфраструктуры. По информации заказчика строительства – компании «Автодор», только 800 километров трассы до Казани принесет регионам 5 тысяч новых постоянных рабочих мест и до 80 тысяч вакансий во время ее строительства. Вдобавок прокладка автотрассы поможет компенсировать безработицу на осваиваемых территориях и позволит «подняться» местным объектам МСП.
Магистраль, которая пересечет всю страну, неизбежно «потянет» за собой и региональное дорожное строительство. Уже сейчас известно, что в планах правительства РФ расширить подъездные пути в районе Перми, Кирова и Ижевска, достроить транспортные обходы рядом с Омском и Новосибирском. Не останется в стороне от дорожной реновации и Уральский регион.
«Свердловская область – регион с уникальным географическим положением. <...> Мы просто обязаны использовать эти преимущества на благо жителей региона и развития экономики Свердловской области», – уверен губернатор области Евгений Куйвашев.
Фото: Полина Зиновьева/ФедералПресс
Эксклюзивы «ФедералПресс»