Год назад против России были введены экономические санкции. США и страны Запада намеревались с помощью санкционного давления повлиять на политику России и заставить ее отказаться от проведения специальной военной операции. Тем не менее спустя год российская экономика успешно функционирует. Как России это удалось? Отвечают экономисты.
Замглавы комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов:
«Те ожидания, которые испытывали западные страны в отношении санкций, не оправдались в полном объеме. Вместо предрекаемого крушения экономики удалось очень немногое. Минус два процента ВВП на фоне беспрецедентно жесткого давления выглядит серьезной победой, которую одержали российское правительство и российский бизнес над санкциями. Конечно, всем пришлось очень напряженно работать в поисках оптимальных решений, в том числе решений законодательных, реагировать на изменения логистики, объединить многие регионы для внутренней кооперации в стране. Эти вещи объективно полезны. Мы видим, что возможный бюджет на 2023 и последующие годы начинает работать: подтверждаются наши инфляционные ожидания, экономика, денежная политика приходят в норму.
Думаю, прошлый год был, конечно, серьезным испытанием для российской экономики, но она его с честью выдержала. Далее будем наращивать технологический потенциал, обеспечивать технологический суверенитет. Будем наращивать работу в сфере высоких технологий, активно заниматься строительством как драйвером экономического развития».
Главный экономист Института фондового рынка и управления (ИФРУ), кандидат экономических наук Михаил Беляев:
«И в России, и на Западе оценивают эффективность санкций как нулевую. Особенно с точки зрения тех целей, которых хотел добиться Запад по отношению к нам. Думаю, это был теоретический просчет: они применяют уже десятый пакет санкций, эта цифра говорит о том, что предыдущие девять не имели серьезных последствий для российской экономики, поэтому и приходится все время изобретать что-то новое. Там был абсолютно четкий теоретический просчет. Они считали, что наша экономика опирается исключительно на топливно-сырьевые товары, причем доходы от нефти получаются исключительно в качестве торгового фактора, и если они нанесут удар по экспортной составляющей, российская экономика будет подорвана.
Но, хотя в российской экономике действительно есть преобладание энергосырьевого компонента, это далеко не вся экономика. Энергосырьевые компании представляют собой большие высокотехнологичные, высокоэффективные производственные комплексы, которые, будучи благополучными, дают импульс к развитию других отраслей экономики.
Ограничения на торговлю продовольствием также не имели успеха. Невозможность что-то продать означает потери бизнеса с обеих сторон. Поэтому обе стороны предпринимают все усилия для того, чтобы найти способы обхода санкций.
Кроме того, санкции дали российской экономике толчок для развития импортозамещения. Раньше многие ниши были заняты. Теперь же они освободились».
Заведующая кафедрой стратегического планирования и экономической политики МГУ Елена Ведута:
«Эффективность санкций предполагается на долгосрочный период. Если мы ничего не изменим в нашей экономике, если не будем учитывать, что все изменилось, и продолжим жить в той же экономической модели – конечно, санкции будут существенно отражаться на нас. Они уже отразились: стал расти дефицит бюджета, а это сигнал к тому, что у нас будет высокая инфляция.
Определенную неуверенность добавляет и параллельный импорт. Дело в том, что нынешние партнеры могут резко отказаться поставлять товары в Россию. Сначала на Западе запретили ввозить определенные товары, но потом мы нашли тех, кто поставляет эти товары параллельным импортом. Решили ли мы задачу? Не решили. Надеемся на другие страны. Но другие страны боятся Соединенных Штатов, потому что доля их экспорта в США очень высока. Опасается давления США даже Китай.
Думаю, России нужно больше рассчитывать на себя, на новую экономическую модель, которая позволила бы нам установить собственное управление развитием экономики, чем смотреть, что будет завтра. Пока мы пассивно созерцаем, что происходит».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева
Санкции против России