В регионах ожила внутриполитическая повестка. Проходят закрытые опросы на тему обстановки в субъектах России. Вопросов много, результаты в открытом доступе появляться не будут, но учитываются при принятии решения, например, об отставке губернатора или некоторых членов его команды. «ФедералПресс» ознакомился с вопросами очередного опроса, чтобы понять – что именно интересует Кремль в регионах.
Спектр вопросов достаточно обширен, но при этом каждый из них затрагивает работу губернатора и его команды.
Интересуют федеральный центр плюсы и минусы (по три каждого) как региона, так и его столицы. Отметим, что варианты ответов не предлагаются, поэтому каждый из респондентов фактически помогает складывать картину региона.
Спрашивают аналитики про провалы и прорывы губернатора и руководителей региональной столицы. Все 12 вариантов ответов респонденты, как и в предыдущем пункте, должны назвать сами. С учетом того, что спектр возможных вариантов ничем не ограничен, суммарное мнение о чиновниках может быть самым разнообразным.
Отдельный вопрос касается губернатора и главы региональной столицы в части вовлеченности в электоральные процессы. С одной стороны, чиновники не должны вмешиваться в выборы. С другой стороны, они должны их контролировать и популяризировать, транслировать повестку федерального центра. Так что ответ на этот вопрос – серьезный показатель работы региональных властей. Вопрос подобного плана задается и по части работы внутриполитического блока.
Еще один пункт касается региональных групп влияния. Москву интересуют не просто фамилии, но и кем персоны контролируются, могут ли поддержать какие-то партии, пролоббировать своего человека или же создать трудности в работе властей. Понятно, что в федеральном центре есть вся необходимая по этому направлению информация, но опрос позволяет выявить новых региональных тяжеловесов.
Интересует Кремль и субъективная оценка уровня довольства населения в регионе, а также уровень протестного настроения. Понятно, что это не соцопрос самих жителей, но оценка со стороны не менее важна при формировании картины в субъекте.
Уровень недовольства населения находит отражение в еще одном пункте из опроса: федеральный центр хочет узнать, кого можно считать лидерами протеста. После начала спецоперации оппозиция массово покинула Россию, поэтому вопрос можно считать действительно сложным.
Для чего все это нужно перед выборами президента
Руководитель «Центра политических исследований и технологий» Григорий Киселев напоминает, что выборы президента России (а ближайшие намечены на март 2024 года) можно считать наиболее сложным электоральным процессом в стране с технической точки зрения.
«Это огромная и скрупулезная работа, которая требует тщательного изучения политической обстановки в каждом субъекте России, ведь при проведении мероприятия такого масштаба необходим индивидуальный подход. Комплексно провести свою кампанию у кандидата не получится, как это происходит на внутрирегиональных выборах. Такое изучение и отражается в списке вопросов», – прокомментировал Григорий Киселев.
Эксперт напоминает, что должность президента подразумевает оценку компетенций региональной власти. Для этого необходим актуальный и независимый анализ внутриполитической ситуации. При составлении стратегии избирательной кампании кандидат должен отталкиваться от тональности населения по отношению к власти.
По мнению Григория Киселева, также важно знать, насколько ответственные за проведение выборов (в этом случае говорится о главах исполнительной власти) вовлечены в сам процесс. Из этого всего складывается реальная картина без недосказанности и приукрашивания. Риски есть всегда, и к ним надо готовиться.
«Народ должен доверять своей власти, только тогда получится сформировать доверие к будущему президенту. Думаю, что результаты подобных опросов дойдут до местных властей, но только после ознакомления федцентром. После изучения сформируется ряд указаний, которые регион должен успеть исполнить до официального старта предвыборной гонки, чтобы привлечь как можно больше избирателей к участию в предстоящих выборах. Активная вовлеченность населения и итоговая явка – показатели, которые лежат на плечах каждого отдельного взятого субъекта», – подытожил Григорий Киселев.
Политолог Ольга Грабовец считает, что вопросы составлены для понимания и соотношения мнений респондентов на местах, то есть формирования образа региона словами жителей.
«Да, вопросы представлены в двух модуляциях: и позитивной, и негативной, но все-таки анкета направлена больше на изучение негативной стороны региона. Из этого мы можем сделать вывод, что вопросы составлены для формирования предвыборной кампании. От этого и будут исходить точечные тезисы стратегии, а не обобщенные выводы масштаба всей страны», – прокомментировала эксперт.
Ольга Грабовец уверена, что выводы можно сделать именно по пониманию настроения в регионе, чтобы оценить вовлеченность граждан в сам процесс, и при этом настроение напрямую будет оцениваться не только по конкретному вопросу «настроение населения».
«Я считаю, что по этим анкетам подведут итог как раз именно с точки зрения вовлеченности населения в выборы и сопутствующих рисков. Исправления показателей, по моему мнению, в кратчайшие сроки могут только произойти по вопросу внутриполитического блока и его вовлеченности, но, поскольку эта анкета больше оценивает положение дел в том или ином регионе, администрации будут всеми силами в итоге исправлять недочеты и начнут они конкретно с этого. Если мэры или главы по итогам обработки результатов будут резко и в панике что-то подправлять, это может вызвать сомнения в искренности действий у электората», – подытожила Ольга Грабовец.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева