Неблагоприятные метеоусловия (НМУ) стали для южноуральцев такой же обыденностью, как смог для жителей Лондона. Режим НМУ в Челябинской области объявляют чуть ли не ежедневно. «ФедералПресс» в этот раз решил не зацикливаться на «вечной» для региона проблеме сокращения выбросов промышленных предприятий. Мы разбирались, почему именно Южному Уралу так не везет с НМУ, насколько сильно в такие дни страдает экология и можно ли вдвое сократить число машин в Челябинске по примеру Китая.
На Южном Урале число дней с НМУ бьет все новые рекорды. В 2021 году число таких дней составило 188, то есть более половины в году. В 2022-ом – 206. Даже составители экологического рейтинга «Зеленого патруля» констатировали, что Челябинская область заняла предпоследнее место во многом по этой причине. Между тем, напомним, неблагоприятные метеорологические условия способствуют накоплению промышленных и автомобильных выбросов в воздухе. Для жителей предупреждения о НМУ являются сигналом о повышенной возможности появления неприятных запахов или дымки.
В период НМУ предприятия сокращают выбросы в соответствии с планами мероприятий, согласованными с министерством экологии Челябинской области.
За состоянием атмосферного воздуха следят специалисты Центра экологического мониторинга Челябинской области: в случае выявления превышений данные передаются в Росприроднадзор и прокуратуру. Кроме того, в период НМУ министерство организует межведомственные совещания с надзорными органами и предприятиями, где последние докладывают о проводимых мероприятиях. Контроль за крупными промышленными предприятиями осуществляет Росприроднадзор.
НМУ на Южном Урале: причины и последствия
Большое количество дней с НМУ на Южном Урале в министерстве экологии региона объясняют географическим расположением Челябинской области, его рельефом и климатическими условиями.
Председатель комитета Законодательного собрания Челябинской области по экологии и природопользованию Михаил Махов считает, что глобальные изменения климата не обходят Южный Урал стороной.
«Климат действительно меняется, и меняется достаточно быстро. Это сказывается на увеличении количества дней НМУ и увеличении средней температуры», – комментирует «ФедералПресс» депутат.
Также он отметил, что наступление неблагоприятных метеоусловий очень сильно влияет на качество атмосферного воздуха в Челябинске. Критериев степени оценки влияния нет, но когда НМУ составляют от 180 до 200 дней в году, это не может оставаться бесследным для экологии города.
«Естественно, все промышленные выбросы, которые в советские времена осуществлялись более интенсивно, по сути, сдувались ветром. На сегодняшний день безветренная погода и низкое давление очень сильно способствуют задержке воздушных масс, содержащих в себе вредные вещества, над городом. И сегодня это ощущается людьми гораздо более сильно, чем раньше. То есть тридцать лет назад выбросов были больше, но и климатические погодные условия отличались существенно», – отметил депутат.
Опыт Китая
Сегодня для уменьшения негативного влияния на экологию региона в периоды НМУ рекомендуется ограничивать движение большегрузного транзитного транспорта на территории Челябинска. Водителям предлагают маршрут в объезд областного центра.
По мнению Михаила Махова, нужны более кардинальные меры. «Транспортная нагрузка в пределах городской черты очень высокая, количество автомобилей большое, в том числе старых. Поэтому качество выбрасываемых веществ оставляет желать лучшего, особенно это касается маршрутных такси. Я считаю, что одной из профилактических мер должна стать работа с маршрутками, с тем автопарком, которым пользуются владельцы этих маршруток. Нужно переводить автопарк на газомоторное топливо и использовать новые машины», – предложил он.
Также Махов добавил, что некоторые страны уже живут по правилам снижения интенсивности транспорта. «Меры непопулярные, но, я думаю, рано или поздно мы к ним придем», – считает он.
Например, насильно пересадить людей на экологически чистый транспорт нельзя. Но в пример депутат привел Лондон или отдельные крупные города Китая. Там вводятся режимы ограничений, при которых по одним дням ездят авто с четными номерами, по другим – с нечетными. Махов отметил, что эта мера как минимум вполовину уменьшает количество транспорта, одномоментно выходящего на улицу. Но такие запреты по понятным причинам не пользуются поддержкой у населения, и в России пока не введены.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова