Вечером 1 мая в центре Владивостока пьяный водитель на высокой скорости вылетел на тротуар, где насмерть сбил молодую девушку. На этот раз горожане не обошлись одними проклятьями в адрес водителя – началось публичное обсуждение: что сделать, чтобы избежать подобных ДТП. «ФедералПресс» разбирался, что должно измениться в организации дорожного движения, чтобы максимально оградить пешеходов от роковых ошибок водителей.
Могут себе позволить
Публичную дискуссию о необходимости перемен начал депутат думы и урбанист Антон Савенко. В своем телеграм-канале «Право на город» он написал об ошибках в проектировании Владивостока:
«В центре нашего города идут магистрали, там можно мчаться со скоростью 79 км/ч, и за это не будет даже штрафа. Но есть и те, кто может себе позволить 120–150 км/ч с полным ощущением безнаказанности», – написал Савенко.
По словам урбаниста, шестиполосные магистрали, коей и является улица Светланская, – это хорошие условия для «идиотов», которые пьют за рулем и гоняют по городу. При этом избавиться от таких «идиотов» невозможно, а значит, надо сделать все, чтобы они не смогли «разгонять свои Audi» по туристическому центру города.
В разговоре с журналистом «ФедералПресс» Антон Савенко объяснил, что начать изменения в организации дорожного движения в городе стоит со снижения нештрафуемого порога скорости, с 20 км/ч до пяти – в рамках погрешности приборов, фиксирующих скорость.
«Инструментов снижения скорости в городской среде много, даже простое сужение ширины полос уже позитивно влияет на скоростной режим. Разделение встречных полос движения, а также отделение зоны тротуаров, причем зелеными насаждениями, не только защищают от выезда машин, но и визуально сужают проезжую часть. Разгоняться в узком пространстве некомфортно, и водители подсознательно ведут себя сдержаннее», – объяснил Антон Савенко.
Еще несколько предложений урбаниста, которые замедлят движение на Светланской улице: островки безопасности (хороший пример из Владивостока – дорога у Нагорного парка), петли на дороге, когда поочередно ставят парковки или клумбы то на одной половине дороги, то на другой. Кроме того, популярный способ, которым пользуются во многих городах и странах, – замена асфальта, например, на брусчатку.
При этом Антон Савенко опроверг мнение о том, что городу нужно больше светофоров: они лишь дозируют поток машин и создают такты в движении. Но не работают на успокоение трафика.
Сработать может, например, сужение проезжей части. И это, в отличие от всех других методов, не создаст пробок, хотя и вызовет «вой» автомобилистов, которые и так жалуются на пробки в городе.
«Замедленное движение – оно не от ширины дорог, а от того, что машин очень много. Не важно, какая ширина: один участок дороги в одну полосу длинной один метр может пропустить через себя в час ограниченное количество авто. Зато ширина очень сильно влияет на скоростной режим. Высокие скорости – это аварии, которые тормозят трафик еще сильнее, а также жизни людей, цена которых гораздо выше воя из-за пробок», – ответил Савенко.
Проблему не замечают много лет
Директор центра развития городской среды АНО «Наш город», урбанист из Южно-Сахалинска и автор блога «Градовод» Василий Вишневский в разговоре с журналистом «ФедералПресс» напомнил, что смерть 23-летней девушки у дома № 85 по улице Светланской – далеко не первая. Пешеходы на этом месте погибали и ранее при схожих обстоятельствах.
Например, в 2018 году у этого же дома машина вылетела с дороги на тротуар поздно ночью. Два пешехода скончались.
«Трагедия – закономерный результат проблематики, которую никто не замечал уже много лет. Даже беглый анализ аварийности на этом участке говорит о колоссальных планировочных проблемах, приводящих к системным ДТП, устранять которые никто не собирается. Пять лет прошло, поэтому, к сожалению, и эта смерть не будет причиной комплексных изменений, которые надо сделать на этой улице», – констатировал урбанист.
По мнению Василия Вишневского, как только городская администрация начнет предпринимать меры для повышения безопасности, она столкнется с колоссальной критикой и давлением «ну я же еду правильно» со стороны водителей, которые будут говорить об ущемлении их прав передвигаться быстро и комфортно.
На этом участке улицы Светланской, по мнению эксперта, несколько проблем. Главная – слишком широкая проезжая часть.
«Припаркованные автомобили исчезают к вечеру, что приводит к чрезмерной ширине проезжей части, стимулирующей к высокой скорости движения. Поэтому почти все травмы и смерти произошли в вечернее и ночное время», – объяснил Василий Вишневский.
По словам эксперта, необходимо сделать разрывы в парковке через каждые 3–5 машиномест, чтобы эта полоса не использовалась для движения в ночное время, а в этих разрывах высадить деревья.
«Перед пересечениями сделать локальные сужения до трех метров с установкой островков безопасности и направляющих островков», – объяснил он.
Кроме того, еще одна проблема этого участка дороги (да и всего Владивостока) – расстояния между пешеходными переходами. 500 метров, по словам урбаниста, – чрезмерно много.
«Возле дома № 85 нужен пешеходный переход с островком безопасности. Полосы движения – три метра в локальных местах сужения, остальное – перераспределить в пользу тротуаров, велодорожек и озеленения. Действующие нормативы позволяют все это позволяют сделать», – резюмировал урбанист.
Что есть сейчас?
Участок улицы Светланской от Лазо до Новоивановской улицы выглядит опасным. Это оживленная трасса внутри исторического и туристического центра: по три полосы в каждую сторону с разрешенной, по сути, скоростью движения до 79 километров в час.
Кроме того, тротуары узкие и от проезжей части не отделены ничем. Если машины не припаркованы у тротуара, то от летящего авто (как в случае с недавней трагедией) не защитит ничего.
Еще одна особенность, редкая для Владивостока, – участок дороги ровный, практически без подъема в гору и поворотов. Светофоров и пешеходных переходов, которые хотя бы немного тормозят движение, мало. Ближайшие к месту ДТП – у остановок «Цирк» и «ДВГТУ».
Редакция запросила официальный комментарий в управлении дорог и благоустройства администрации Владивостока и ЦОДД.
Фото: ФедералПресс / Александр Хитров, © 2ГИС. Городской информационный сервис. www.2gis.ru, МВД25.рф
Эксклюзивы «ФедералПресс»