Top.Mail.Ru
Общество
Тюменская область
0

От катеров до минометов: чем Тюмень помогала фронту в годы Великой Отечественной войны

Чем сегодня Тюмень способна помочь фронту, если трудовая доблесть города вновь понадобится Отечеству
Некоторых тюменских заводов уже не существует

Стотысячная Тюмень в годы Великой Отечественной войны самоотверженно трудилась для нужд фронта, за что сегодня ей присвоено звание «Город трудовой доблести». И после войны в регионе сохранилось производство военной и гражданской продукции, но с течением времени оборонная промышленность осталась лишь на страницах учебников. «ФедералПресс» вместе с тюменскими историками и краеведами выясняет, чем сегодня Тюмень способна помочь фронту, если трудовая доблесть города вновь понадобится Отечеству.

Легендарные боевые катера

В годы Великой Отечественной войны в Тюмень эвакуировали 30 промышленных предприятий, научные и учебные учреждения, ряд министерств и даже тело Владимира Ильича Ленина. Вождя пролетариата вернули на Красную площадь после войны, разъехались по домам министерства и заводы, но часть промышленников осталась здесь.

f03d5b78fa597aba5a9f286d25b2599a.jpg

В числе предприятий, выпускавших вооружение, технику, обмундирование для обеспечения армии, был Тюменский судостроительный завод, который построил для фронта 165 торпедных катеров. Рабочие изготавливали корпусы мин, боеголовок и даже реактивных снарядов и торпедные катера. Для более масштабного производства в Тюмень эвакуировали оборудование лучших сотрудников других судостроительных заводов – из Ленинграда, Херсона, Керчи, Николаева, Феодосии и Рыбинска. Тогда на заводе работало более двух тысяч человек, причем в основном женщины (мужчины ушли на фронт), помогали им старики и дети.

Исторический факт: катера строились на добровольные взносы простых людей, потому некоторые из них получили названия «Тюменский рабочий», «Тюменский комсомолец», «Тюменский пионер». Эти судна громили врагов на Черном, Балтийском, Северном морях, вели бои на Дальнем Востоке.

«За героический труд в годы Великой Отечественной войны коллективу предприятия было навечно присуждено Красное Знамя Государственного Комитета Обороны СССР и вручен единственному из всех предприятий области орден Отечественной войны I степени», – напомнил первый заместитель председателя областной думы Андрей Артюхов.

Судостроители выпускали торпедные катера и после войны – до 1947 года. Завод работал успешно до 90-х, но когда пропали госзаказы, предприятие захирело. В конце 2000-х завод был ликвидирован, земля продана под жилую застройку.

49a189149fd3b0c3aa50610ab5362751.jpg

Тюменские минометы

Старейшее тюменское предприятие было основано в 1899 году, но война модернизировала производство под себя. В 1941 году на предприятие эвакуируют 78 рабочих и специалистов Киевского завода «Красный экскаваторщик» вместе с оборудованием. Его смонтировали и запустили в эксплуатацию, и уже в октябре того же года было выпущено 4500 корпусов мин и 3000 корпусов артиллерийских снарядов. Так, с 28 марта 1942 года Тюменский станкостроительный завод «Механик» стал заводом Главного управления № 2 Наркомата минометного вооружения СССР. Здесь трудились в основном женщины и подростки.

«Коллектив завода перешел на режим военного времени и стал выпускать боевую продукцию – минометы, мины калибра 82 мм и 120 мм, реактивные боеголовки для «Катюш», корпуса снарядов для гаубиц, растворосмесительные машины», – сообщается на портале «Город Т».

В 1943 году завод удовлетворил потребности фронта в минометах и перешел на изготовление мин. В декабре 1944 года завод № 762 получил задание особой важности. Он должен был изготовить и поставить в январе 1945 года НКВД СССР два фуговальных станка, которые предназначались для лаборатории № 2, возглавляемой академиком Игорем Курчатовым. Ученые занимались разработками по делению урана для создания атомного оружия. Позднее лаборатория преобразована в Институт атомной энергетики Академии Наук СССР.

ce9ad3f25941e594d0b1ff7c6972dd7e.jpg

После войны Станкостроительный завод продолжил мирное производство, предприятию удалось пережить 90-е, а в 2007-м производство переехало в район Гилевской рощи. Сегодня завод производит 18 моделей лесопильных и деревообрабатывающих станков, околостаночное оборудование.

Дополним, в войну в составе «Механика» также работал будущий Тюменский завод строительных машин. Его организовали из двух производств: одесского и подмосковного заводов. Строймаш распустили в 2000-е, сейчас на его месте вырос торговый центр и жилые комплексы.

e6c798d2f3dccb93a3efc02d7110d8c7.jpg

Все для фронта

Перестроились на военный лад и местные заводы: ДОК «Красный Октябрь» изготавливал лыжи и деревянную тару, фанерокомбинат развернул производство авиафанеры. Рабочие Заводоуковского мехлеспункта заготавливали лес, который шел на строительство производственных зданий, жилья, мебели, на переработку.

Среди эвакуированных в Тюмень предприятий были Особое конструкторское бюро № 31 и завод № 241, занявшие часть Базарной площади. Завод выпускал планеры А-7 конструкции О.К. Антонова, которые испытывали под Заводоуковском. Материалом для планеров служила фанера Тюменского фанерокомбината.

06d573aa11c7f47d7be67ca0110b6ba6.jpg

Тюменский авиафанерный комбинат № 15 с первых дней войны стали выполнять заказы для фронта. Только в 1942 году рабочие выпустили 48 тонн дельта-древесины, 225 квадратных метров авиафанеры, почти 12 тыс. корпусов мин, тысячу лыжных установок для артиллерийских систем. На комбинате был организован пионерский цех: пять пионеров выполняли дневную норму взрослого человека за два часа, они изготавливали корпуса для мин ЯМ-5.

Город Тобольск принял Всесоюзный НИИ озерного и рыбного хозяйства из Ленинграда и речной техникум, оборудование Одесского консервного комбината им. Ленина. В Ишиме же были две машинно-тракторных мастерских, мясокомбинат, мельзавод, артели «Объединение», им. Крупской, им. Ильича, им. Пушкина.

«На базе машинно-тракторных мастерских разместились механический завод и завод автоприцепов Главхимпласта НКХП, на базе водочного завода – машиностроительный завод. На месте бывших складов Омторга разместилась обувная фабрика. В два раза увеличилось количество промартелей Многопромсоюза. …За время Великой Отечественной войны значительно расширилась номенклатура изделий промышленных предприятий города, теперь они выполняют заказы фронта, а также изготавливают продукцию для промышленности и сельского хозяйства многих областей и республик Советского Союза», – докладывал первый секретарь Ишимского горкома ВКП(б) на городской партийной конференции 21 августа 1943 года.

От ракет до йода

«Заводы, где я работал школьником, их больше нет – на Тюменском турбомеханическом и Строймаше – везде уже построены дома. Затрудняюсь ответить, сможет ли чем-то помочь Тюмень в случае необходимости. Все исчезло за 90-е годы, за 25 лет все пропало», – предположил доктор исторических наук, профессор Анатолий Кононенко.

Он напомнил, что в годы войны в Тюмень был эвакуирован Подольский аккумуляторный завод, который выпускал различные модификации аккумуляторов. С 1942 по 1945 годы предприятие выпустило более 400 тысяч аккумуляторов. Отметим, это производство работает и в наше время.

b7bb34639eb2ff6788fa1d8354004d81.jpg

«Со времен войны сегодня остался один цех химико-фармацевтического завода Карпова – Зарекой. Наверное, они что-то еще производят. Его перевезли из Москвы в самые морозы», – вспоминает краевед Александр Петрушин.

Эвакуированный в Тюмень Московский химико-фармацевтический завод им. Л.Я. Карпова выпускал для фронта сублимированный йод, соли кофеина, хлористый натрий, а позднее и другие препараты. В те годы правительство настолько высоко оценило труд химиков и фармакологов, что заводам дали класс предприятий оборонного значения.

Тюменский химфармзавод успешно работал и после войны, сохранил производство во времена кризисов 90-х и нулевых. Сегодня предприятие стало частью холдинга «Фармацевтические технологии» и продолжает борьбу с современными вызовами: здесь разрабатывают импортозамещающие лекарства – от витаминов до гормональных препаратов.

da374bdecfdecef75aa6e72e62cb21d7.jpg

По словам Александра Петрушина, из всего оборонно-промышленного комплекса региона сегодня остался лишь один действующий цех с оборонной промышленностью.

«Чем Тюмень сможет помочь фронту сегодня? Сейчас мы сможем только купить и послать на фронт. Насколько мне известно, на Тюменском моторостроительном заводе один цех готовит двигатели для авиационной и ракетной промышленности», – сообщил историк.

Важно отметить, что это предприятие открылось после Великой Отечественной войны – в 1962 году. Раньше «Тюменские моторостроители» производили турбореактивные двигатели и форсажные камеры для истребителей, а сейчас обслуживают и разрабатывают газотурбинные двигатели для предприятий ТЭК; сегодня промышленники профилируются в основном на производстве оборудования для нефтяников, газовиков, энергетиков и автомобилистов. Кстати, в этом году завод празднует 60-летний юбилей.

Фото: ФедералПресс / Ирина Ромашкина, ГБУТО ГАСПИТО

Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.