В Краснодарском крае участились случаи пропажи людей. За месяц зафиксировано два случая, произошедших на трассах. Один из них – с двумя погибшими от рук преступников. «ФедералПресс» разобрался, почему системы безопасности и увеличение количества камер наблюдения не помогают в поисках.
Ездить по дорогам края стало опасно
В Краснодарском крае за один месяц зафиксировано сразу два случая, когда на дорогах пропадали люди. Один из таких эпизодов закончился убийством двух человек. 28 апреля на трассе между станицей Крыловской и Усть-Лабинском пропали Кирилл Чубко и Татьяна Мостыко. Аниматоры возвращались с мероприятия и пробили колесо на автомобиле. Банда их трех рецидивистов предложила свою помощь в починке машины, после чего убили молодых людей и завладели их денежными средствами. Поиски пропавших продолжались трое суток. Автомобиль пытались отследить по камерам видеонаблюдения, но восстановить картину преступления удалось слишком поздно.
Спустя несколько дней после громкой пропажи аниматоров похожий случай повторился с жителем Коропоткина Александром Полещуком. Мужчина выехал из дома на своем автомобиле 10 мая и пропал. Поиски продолжаются до сих пор, Полещук объявлен в розыск. Единственной зацепкой стала фиксация на камере видеонаблюдения, из которой видно, что автомобиль пропавшего движется в направлении Волгоградской области.
«Безопасный город» не безопасный
На территории края установлено около 10 тысяч видеокамер, 50 % из которых работает в Краснодаре и Сочи. Планируется увеличивать охват и количество объектов фиксации. На эти цели в регионе выделено 100 миллионов рублей. В начале этого года вице-губернатор Сергей Власов заявлял, что новые камеры будут закуплены в 2023 году и установлены в местах массового скопления людей. Они должны обладать системой распознавания лиц и транспортных средств, что достаточно сильно поможет в поисках пропавших. При этом на сегодняшний день никакой информации по продвижению этой инициативы нет.
Также на Кубани запущена система «Безопасный город», которая напрямую координируется правоохранительными органами. На начальном этапе заявлялось, что аппаратно-программный комплекс позволит отслеживать каждый квадратный метр. При этом количество пропавших без вести ежегодно растет, что демонстрирует проблемы в системе.
«Система «Безопасный город» полезна для борьбы с мелким хулиганством, наркотическими закладками и прочим. Но изначально заявлялось, что с ее помощью можно будет находить пропавших без вести. Случаев, когда эта система помогла в поиске людей, очень мало. Возможно, заявленное количество камер не установлено, либо мониторинг ведется не качественно. В целом, причин провала системы может быть достаточно много. При этом сам проект очень дорогой из-за технической части, которая пока не оправдывает свою стоимость», – считает урбанист Николай Куксенко.
Надеяться на технику нельзя, поэтому волонтеры активно присоединяются к поискам пропавших. В поисково-спасательном отряде «ЛизаАлерт» за 2022 год по регионам ЮФО зафиксирована 3061 заявка пропавших без вести, из них найдено 2130 человек, не найдено 106 и погибли 263 пропавших. Большая часть смертей носит криминальный характер.
Из-за информационной активности и обсуждения пропавших может показаться, что случаи участились, однако процент пропажи людей на Кубани всегда был высок, считает исполняющий обязанности представителя Краснодарского отделения «ЛизаАлерт» Анастасия Селеменова.
«Последние громкие случаи пропажи людей на дорогах в Краснодаре активно обсуждались в соцсетях и СМИ. Поэтому сейчас может показаться, что пропажи участились. На самом деле случаев всегда было много. Системы безопасности и камеры, безусловно, помогают в поисках, но большая часть пользы идет от волонтеров», – считает эксперт.
Помимо системы «Безопасный город», есть «Купол», который на данный момент работает в Анапе. В АПК входит 500 камер, установленных в городе-курорте. Они также распознают автомобили и лица. В открытых источниках нет никакой информации о финансировании и стоимости проекта.
«У нас в Анапе небезопасно, поэтому ввели систему «Купол». Она активно работает в курортный сезон, когда в городе много приезжих и риск быть подверженным бандитизму выше», – заявила представитель волонтерского движения на Кубани.
Еще одним препятствием в поисках людей является отсутствие связи за городом. В Краснодарском крае эта проблема особенно актуальна. На трассах между муниципалитетами практически отсутствует связь. Это значительно замедляет процесс поиска пропавших. Операторы сотовой связи жалуются на то, что согласовать строительство вышек достаточно сложно. Администрация Краснодарского края, в свою очередь, активно борется с незаконно установленными вышками связи и оперативно демонтирует их. Этот вопрос является болезненным на протяжении нескольких лет.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева