Российские силы освободили Бахмут (Артемовск) 20 мая. Бои за город продолжались почти 10 месяцев. «ФедералПресс» вместе с военными экспертами разбирался, почему освобождение города заняло столь длительный период.
«224 дня парни штурмовали этот город»
Первым о полном захвате города заявил глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. Бахмут был взят вместе с силами ВС РФ.
«224 дня длилась операция по взятию Бахмута, «Бахмутская мясорубка». Началась 8 октября 2022 года для того, чтобы дать возможность потрепанной российской армии прийти в себя. 224 дня парни штурмовали этот город. <...> ЧВК «Вагнер» пришла добровольно и начала освобождать территории, защищая интересы нашей Родины», – сказал Пригожин на опубликованной в Сети видеозаписи.
Официальное сообщение о взятии города появилась в телеграм-канале Минобороны ночью 21 мая. Позже пресс-служба Кремля сообщила, что все отличившиеся при взятии города будут представлены к государственным наградам.
«Глава государства поздравил штурмовые отряды «Вагнер», а также всех военнослужащих подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, которые оказывали им необходимую поддержку и прикрытие флангов, с завершением операции по освобождению Артемовска», – говорилось в сообщении.
Бахмут (Артемовск) расположен в Донецкой области Украины. В нем проживали более 70 тысяч жителей. Территория города составляет 41,6 квадратных километра. Бахмут расположен 89 километрах от Донецка и около 8 километрах от Соледара на пересечении важнейших дорог Донбасса.
Почему Бахмут так долго не могли взять
Старший научный сотрудник Академии военных наук Владимир Прохватилов объясняет длительность боев за Бахмут тем, что армия РФ и подразделения ЧВК «Вагнер» были лишены дальнобойного высокоточного ударного вооружения. Кроме того, по его мнению, у военных не было большого опыта в городских боях.
«Хаймарсов как не было, так и нет. Появились, правда, высокоточные управляемые авиабомбы, но, видимо, это не дало переломить ситуацию. В чем оно сложилось? В позиционной войне, в которой попытки обходов со стороны украинской армии быстро купировались, а со стороны нашей армии, кроме злосчастного броска на Угледар, организованного Герасимовым, не было сделано ничего. Поэтому шли штурмы Бахмута. Армия не способна к маневренной войне», – полагает эксперт.
По его мнению, российские подразделения также сильно проигрывают ВСУ в контрбатарейной борьбе. Прохватилов также добавил, что в Бахмуте украинцы бились «за каждый метр» города.
Говоря о сложности боев в городе, эксперт напомнил, что армии США и Израиля оттачивают городские операции «на протяжении десятилетий».
Генерал-полковник Леонид Ивашов считает, что основными проблемами при взятии города были разные мотивации у российских и украинских военных, и разный уровень подготовки.
«Украинские вооруженные силы находятся в состоянии обороны. Они делают оборонительные линии из бетона, другие укрепленные сооружения. Мы полезли туда, не создав ударную группировку, не отработав планы взаимодействия, и пришлось не ВС РФ брать этот Бахмут, а именно ЧВК, которые существуют в России юридически никак не оформленными», – полагает собеседник «ФедералПресс».
Военный эксперт Сергей Хатылев заметил, что у российских подразделений не было цели брать Бахмут «срочно, сейчас, завтра или никогда». Он напомнил, что боевые действия проходили как справа, так и слева по фронту.
«Вы же помните, что в прошлом году мы освобождали Мелитополь, Запорожскую и Херсонскую область. Основные действия проходили там. <…> Наверное, были еще моменты, о которых мы не знаем, почему освобождение Бахмута не происходило раньше, почему не было концентрации сил энергии, боеприпасов и всего остального на этом направлении. Я думаю, позже кто-то из наших начальников расскажет об этом», – добавил Хатылев.
Эксперт напомнил, что бои в городах отличаются особой сложностью. В качестве примера он рассказал о Сирии.
«Вызывает, конечно, вопросы, почему такой небольшой населенный пункт и столько времени? Но вспомните, что было в Сирии, когда боевики захватывали города, рыли там подземные ходы, и наши вместе с сирийскими силами выкуривали их очень долго», – сказал полковник запаса.
Чем важен захват города
На российском телевидении захват города был представлен, как какое-то эпохальное событие, отмечает американский Институт изучения войны (ISW). Так, на Первом канале заявили, что вагнеровцы в городе должны ощущать себя так же, как «их деды в Берлине».
«Российское государственное телевидение изобразило взятие Бахмута, как судьбоносное историческое событие, и заявило, что взятие города будет способствовать успеху российских операций по взятию Славянска (41 км на северо-запад от Бахмута), Краматорска (35 км на северо-запад от Бахмута) и даже Днепра (примерно 215 км на запад от Бахмута)», – говорится в сообщении ISW.
Военный эксперт Владимир Прохватилов назвал освобождение города «моральной победой временного значения».
Президент Украины Владимир Зеленский сравнил Хиросиму с Бахмутом. «То, что произошло в Хиросиме, и те разрушения, которые у нас… Скажу откровенно, скажу открыто – фото разрушений Хиросимы напоминают мне Бахмут», – сказал политик на полях саммита G7.
Ранее украинский лидер заявлял, что если бы Бахмут пал перед российскими войсками, то президент Владимир Путин продал бы «эту победу Западу, своему обществу, Китаю, Ирану». В беседе с журналистами Associated Press в конце марта Зеленский не исключил, что после поражения в Бахмуте на украинскую власть будет давить мировое сообщество и люди внутри страны.
Фото: РИА Новости / Иван Родионов
Эксклюзивы «ФедералПресс»