Победителем второго тура президентских выборов в Турции стал действующий лидер страны Реджеп Тайип Эрдоган. Отрыв от конкурента составил всего несколько процентов, президентская гонка была достаточно серьезной и проходила в непростых для лидера страны условиях. «ФедералПресс» разбирается, как Турция будет дальше выстраивать международные отношения и какая судьба ждет совместные российско-турецкие проекты.
«Хорошая новость для Путина»
О результатах второго тура президентских выборов в Турции стало известно вечером 28 мая. По данным ЦИК, Реджеп Тайип Эрдоган после подсчета 99,43 % бюллетеней набрал 52,14 %, кандидат от оппозиции Кемаль Кылычдароглу – 47,86 %.
Американский журналист, автор новостного еженедельника Newsweek Эндрю Стэнтон назвал победу Эрдогана «хорошей новостью для Путина». Не стесняясь в словах, он прокомментировал турецкие выборы: «президент России Владимир Путин одержал победу на президентских выборах в Турции в воскресенье», подчеркивая крепкое международное сотрудничество между Анкарой и Москвой при действующем турецком лидере.
Глава Национальной разведки и бывший посол США в Германии Ричард Греннел выступил с критикой в адрес президента Байдена за встречу с кандидатом от оппозиции Кемалем Кылычдароглу. По его мнению, Штаты таким образом подставили самих себя.
«Это было ужасной ошибкой – США должны отстаивать свою политику, но не принимать чью-либо сторону на выборах. Эрдоган знает, что вы сделали. Это не будет служить интересам США», – заявил Греннел.
Как рассказал доцент Центра азиатских и африканских исследований СПбГУ Алексей Образцов, США и Европа сейчас не могут всерьез влиять на турецкую политику, но после победы Эрдогана на выборах постараются «раскачать» в стране политическую обстановку вплоть до «цветной революции».
«Реального влияния на Турцию у западных стран сейчас все меньше и меньше. Команда Эрдогана бросила тезис, что Соединенные Штаты вмешиваются в выборы турецкого народа. Все шашки дымовые, взрывчатка уже заложена под турецкую политическую систему, и все оно будет постепенно срабатывать. С Эрдоганом будут бороться. Наблюдая же за позицией самого турецкого лидера можно сказать, что он к этому готов», – рассказал Образцов.
Поздравление от России
Владимир Путин в день выборов поздравил Эрдогана с победой. В поздравительной телеграмме отмечается, что победа на выборах стала закономерным результатом самоотверженной работы Эрдогана на посту главы Турецкой Республики и свидетельством поддержки турецким народом усилий президента по укреплению государственного суверенитета и проведению самостоятельной, независимой внешней политики.
Эрдоган воспринимается западными политиками как один из ближайших союзников России. Несмотря на то, что страна является частью североатлантического альянса, Анкара воздерживается от агрессивной политике в отношении России после начала СВО. Более того, страны реализуют совместные проекты от «зерновой сделки» до строительства колоссального газового хаба, и попытки Европы как-то препятствовать реализации этих проектов обречены на провал, считает Алексей Образов.
«Проекты будут развиваться, как запланированы. Ни Соединенные Штаты, ни Евросоюз сейчас не в том состоянии, чтобы регулировать или отменять проекты такого уровня. Это от них не зависит», – пояснил эксперт.
Он также напомнил, что российский лидер одним из первых поздравил турецкого коллегу с победой.
«Путин и Лукашенко были первыми лидерами стран, которые поздравили Эрдогана с победой. И про газовый хаб Путин велеречиво сказал. Конечно, про вмешательство России в турецкие выборы вряд ли есть смысл говорить, но те ожидания, которые высказывали все востоковеды России, сбылись, Эрдоган остался у власти», – рассказал Образцов.
При этом Североатлантический альянс, членом которого до сих пор является Турция, по мнению Образцова, уже не обладает реальными полномочиями, и даже Эрдоган не воспринимает это членство всерьез.
«Эти раздутые международные организации, что Евросоюз, что НАТО, все больше испытывают и проблемы философского свойства и идентичности: кто они и кто туда входит. Не имея жесткой политической организации, они просто утрачивают работоспособность. Турция спокойно останется в НАТО и будет по-прежнему играть на политических противоречиях союза», – пояснил эксперт.
Газ и атом
Главные совместные энергетические проекты России и Турции – крупнейший газовый хаб и атомная электростанция, которую возводит «дочка» Росатома. Оппонент Эрдогана в своей предвыборной программе предлагал свернуть политические и экономические проекты с Россией, поэтому и газовый хаб и АЭС «Аккую» были под угрозой.
Эрдоган, одержав победу на президентских выборах, в первую пообещал реализовывать проект Турецкого газового хаба.
Решение о строительстве газового хаба было принято еще в октябре 2022 года. Через него планируется наладить поставки газа, которые раньше осуществлялись через поврежденные «Северные потоки». В апреле Анкара запустила процесс внесения поправок в законодательство по проекту, ожидается их утверждение Эрдоганом.
«Аккую» – строящаяся атомная электростанция на средиземноморском побережье Турции в ильче Гюльнар в иле Мерсин. Планируется создать четыре энергоблока с реакторами типа ВВЭР-1200 единичной мощностью 1200 МВт. Строительство осуществляет АО «Аккую Нуклеар», дочерняя компания Госкорпорации «Росатом» на условиях build-own-operate («строй и управляй») по соглашению между правительствами России и Турции.
Фото: Petrov Sergey / news.ru / globallookpress.com
Эксклюзивы «ФедералПресс»