В ночь на 30 мая на подлете к Москве была отбита атака беспилотных летательных аппаратов. По разным источникам информации, было задействовано от 8 до 30 летательных аппаратов. Направления атаки – от Истринского района на северо-западе до Новой Москвы на юго-западе столицы. «ФедералПресс» разбирается, какие устройства могли быть применены для диверсии и чем опасно новое оружие противника.
Что известно об атаке
По официальной информации Министерства обороны, всего в ходе сегодняшней утренней атаки на Москву было задействовано 8 БПЛА, все были сбиты при подлете к столице. Телеграм-каналы сообщают о 32 аппаратах и поврежденных домах. Жильцы одного из домов на улице Профсоюзной были эвакуированы.
Ранее появившаяся информация, что мог быть использован военный беспилотник UJ-22 Airborne, была опровергнута руководителем АНО «ЦРТТ» Алексеем Рогозиным. Возможно, могли быть применены БПЛА с аэродинамической схемой «Утка»: размах крыла не менее 4 м, дальность полета – от 400 до 1000 км. Именно этот тип БПЛА применялся при атаке на Краснодар 26 мая.
Система оповещения столицы не сработала, поскольку аппараты летели на сверхмалой высоте (до 60 метров) и не были замечены радарами. Именно поэтому часть из них потерпели крушение, цепляясь за деревья и провода.
UJ-22 Airborne
БПЛА модели UJ-22 является одним из кандидатов на атаки со стороны ВСУ. Аппарат был представлен на выставке «Все виды оружия» еще в 2021 году и сразу привлек к себе внимание. Разработчики сделали большой упор на дальности полета: она может достигать 800 километров. Правда, при ручном управлении оператором UJ-22 может пролететь только 100 км, но при автоматическом наведении со спутниковым маршрутом – намного дальше. Скорость перемещения – до 200 км/ч, максимальная высота – 6000 метров над землей, время полета до 14 часов.
БПЛА UJ-22 рассчитан на осуществление разведки и может нести груз до 20 кг. Модификации позволяют располагать на борту аппарата огнестрельное вооружение.
Подобные характеристики делают его практически идеальным орудием для операций, подобных атаке на Москву, считает член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков.
«Судя по внешнему виду, это были UJ-22. Это вдвое уменьшенная по размерам «Герань-2». Идет такой аппарат по навигатору, аппаратура иностранная, двигатели тоже могут быть иностранными, корпус, вероятно, делается на Украине. То есть это не просто привозная вещь, на Украине ведется разработка», – описал аппарат военный эксперт.
Он также объяснил, почему в Москве не сработала система ПВО. «Надо иметь в виду, что в борьбе с такими БПЛА надо в первую очередь их обнаружить, потому что уничтожить их труда не составляет. Если они идут на сверхмалых высотах, системы радиолокационной защиты их не обнаруживают, поскольку из-за изменения линии горизонта БПЛА находятся вне зоны видимости приборов», – отметил Константин Сивков.
Летят «Утки»
Информацию о том, что именно UJ-22 Airborne были использованы для ночной атаки на столицу, опроверг Алексей Рогозин, сын Дмитрия Рогозина и руководитель АНО «Центр развития транспортных технологий». По его словам, как в Москве сегодня, так и в Краснодаре 26 мая были применены БПЛА самолетного типа с аэродинамической системой «Утка».
Такие аппараты снабжены силовой установкой с двигателем внутреннего сгорания, размах крыла – не менее 4 м, их теоретическая дальность – от 400 км до 1000 км. Стоимость одного БПЛА он оценил в $30–200 тыс.
«Радиоэлектронные подавители дронов для таких аппаратов в целом бесполезны, единственный способ эффективного им противодействия – сбивать», – написал Рогозин в своем телеграм-канале.
Также было отмечено, что при дальности полета в 1000 км аппарат мог быть запущен с территории Украины. В этом случае маршрут прокладывался и корректировался спутниками и разведчиками США, Британии и НАТО, ВСУ такими технологиями не обладают.
Какой бы аппарат ни использовался для подлета к Москве, бороться с атаками БПЛА можно. По мнению Сивкова, надо разворачивать принципиально новую систему противовоздушной обороны, включая самолеты разведки.
«Панцирь» сработал, уничтожил все БПЛА. Но у «Панциря» дальность боя около 20 км, поэтому что-то прошло непораженным. Тем более они не работают в жилых кварталах. В этих условиях надо вводить в действия зенитные комплексы «Шилка», наращивать численность российских вооруженных сил, наращивать силы самолетов радиолокационного дозора», – заключил военный эксперт.
Фото: Denis Bocharov / news.ru / globallookpress.com
Спецоперация