Top.Mail.Ru
Общество
Санкт-Петербург
0

Остров-изгой: почему на «петербургских Канарах» люди живут в вечном шуме, пыли и горах мусора

Западный скоростной диаметр
В 2016 году над типовыми панельками острова возвели Западный скоростной диаметр

Канонерский остров – квартал Петербурга, который не знает ни дня тишины с 2016 года. Тогда прямо над местными жилыми домами построили ЗСД. Но это не помешало через пару лет открыть под магистралью новый детсад. На этом проблемы «Канар» – как их называют жители – не заканчиваются. На острове с населением в пять тысяч человек нет аптеки, поликлиники, работает всего два супермаркета. Дворы, пляж и большой неблагоустроенный парк – все завалено мусором. О том, как островитяне живут в таких условиях и все же пытаются выправить ситуацию – в материале «ФедералПресс».

Откуда в Петербурге «Канары»

История Канонерского острова уходит в XVIII век, когда район принадлежал Адмиралтейской коллегии и именовался Батарейным. Тогда здесь стояла батарея с пороховым погребом, а на месте нынешнего района был учебный полигон для «пушкарей». В 1885-м у здешних берегов ввели в эксплуатацию Морской канал, а на острове возвели судоремонтный завод с ковшами и доками. Починка судов оставалась главным делом петербургских «канониров» и в XIX, и в первой половине XX века.

Изолированным от «большой земли» остров оставался до 1983 года. Тогда был построен подводный тоннель, соединивший Канонерский с остальным Ленинградом. До этого жители добирались «до города» – а коренные островитяне до сих пор говорят именно так – при помощи катеров и паромов, на которые пускали по пропускам. Поэтому «чужаки» появились «на Канарах» только после запуска тоннеля в 80-х. Именно с ними местные порой и связывают все современные проблемы острова.

«Раньше были все свои, ключ под ковриком оставляли, вокруг было чисто», – примерно так звучат обобщенные комментарии «коренных островитян» в Интернете.

В 90-е, как и весь Петербург, Канонерский остров переживал не лучшие времена – с разрухой, неустроенностью и, по легендам, криминальными разборками в местном угасающем парке.

Но активно уезжать отсюда люди стали лишь после 2016 года.

Дорога над потолком: как построили ЗСД

В 2016 году над типовыми панельками острова возвели Западный скоростной диаметр – новую современную магистраль.

«Решение о строительстве ЗСД в этом участке было скорее оптимальным – учитывая уровень сложности, цену и качество. Нужно было пересечь Морской канал, по которому ходят достаточно высокие суда. Поэтому мост и получился высоким», – отмечает эксперт транспортного развития территорий ООО «ЛабГрад» Илья Резников.

Однако жители домов дорожным инновациям «не могут нарадоваться» до сих пор – из-за бесконечного шума и пыли, которая слетает с дороги.

«Да, люди уезжают из домов, старожилы и выезжают. В моем подъезде из десяти квартир осталось всего трое, кто жил раньше. Все остальные квартиры продали или просто уехали жить в другое место, оставив жилплощадь. Многие продают свое жилье за три копейки – под ЗСД потому что», – рассказывает местная жительница Елена Цыганкова.

Роспотребнадзор в проверках под магистралью неоднократно фиксировал серьезное превышение уровня шума. Ведомство вместе с местными даже выигрывали суды у «Магистрали Северной столицы». Компании предписывали устранить нарушения – ее даже оштрафовали на десять тысяч рублей.

«Несколько лет назад нам пообещали сделать шумоизоляцию под нижним ярусом, чтобы уменьшить громкость звука от ЗСД. Но так ничего и не сделано», – рассказывает об итогах суда Цыганкова.

При этом, по ее словам, расселенные дома под ЗСД уже заселяют, потому что здания теперь получили статус апартаментов.

«Вот такая узаконенная лазейка для непригодного для постоянного проживания фонда», – говорит Елена.

Урбанист Илья Резников подчеркивает, что территорию под ЗСД надо было расселять до строительства магистрали.

«То, что там живут люди, это, конечно, печально», – говорит урбанист.

«Просто как тюрьма какая-то или гетто»

«Канонерка уникальное место в городе, много площади, которую можно и нужно использовать в благих намерениях», – так местная жительница Алина Полежаева (имя изменено по просьбе героя – прим. авт.) начинает разговор об инфраструктуре на острове.

Здесь нет поликлиники – лишь врач-терапевт принимает в одном здании с общежитием. Отсутствует и аптека, которую местные долго выпрашивали у разных сетей, но всем им оказалось «невыгодно». Также тут работает всего два супермаркета, школа, бассейн и уже упомянутый детский сад. Еще из плюсов – здесь есть детские площадки, относительно недавно сделали футбольное поле. Но местные пацаны жалуются, что сетки на воротах не было очень долго – повесили ее только полторы недели назад.

«Транспорт ходит хорошо утром. «Автобусы № 70 и № 71 начинают ходить очень рано – около пяти утра. И заканчивают ходить почти в два часа ночи. Так остров стал более доступен в плане «приехать-выехать». Раньше, если не попал на него раньше полуночи, то все – или пешком, или такси. Единственное, вечером, например, я по сорок минут могу 66-го автобуса ждать», – осторожно хвалит общественный транспорт на острове Елена Цыганкова.

На этом позитивные моменты заканчиваются.

Несмотря на красивейшие виды на Финский залив, власти который год не могут отремонтировать набережную. От асфальта здесь лишь сплошные выбоины и ямы. Отремонтирован только небольшой участок в 360 метров. После этого на сайте Смольного торжественно объявили, что работы завершены.

«Укатали маленькую часть, остальное все в камнях. По разбитой дороге невозможно ходить, можно подвернуть ноги. Ощущение что ходишь по стиральной доске», – делится впечатлениями жительница «Канар» Анастасия Турунцева.

Она рассказывает, что раньше у набережной были деревья и зеленое благоустройство. Но, по словам женщины, все спилили.

«Теперь летит очень много пыли и грязи с порта, которую деревья хоть как-то сдерживали», – жалуется петербурженка.

На состояние набережной в Смольный жаловалась Алина Полежаева. По ее словам, ответ чиновников свелся к тому, что «набережная – это не место для прогулки».

«У нас мало места, где можно просто пройтись людям – тут изолированная территория, всего две дороги проходят по острову. Приходится ходить по замкнутому кругу. Но это просто как тюрьма какая-то или гетто», – говорит о необходимости благоустроенной набережной жительница Ирина Каширина.

Почему остров утопает в мусоре

При этом на острове есть локации, которые дороги сердцу и глазу не только местных, но и «заезжих». Гости из других частей Северной столицы в летний сезон регулярно заезжают загарать на местный пляж, а местный парк используют для мангальных вечеринок. И от них, констатируют местные, остаются огромные горы мусора.

«С пляжа он практически не убирается, потому что из коммунальщиков этим никто не занимается», – сходятся в показаниях жители.

Аналогичная ситуация с парком, с которого виден «Лахта-центр». Его территория не закреплена ни за кем, а потому нет там ни чистоты, ни минимального благоустройства.

«Изредка только приезжают команды волонтеров и убирают», – подчеркивает Каширина.

Подключаются к уборке и местные жители, а также дворники, коих на весь остров всего два.

«Свалка у нас и на косе, от которой открещиваются все, куда мы жаловались. Ответ один – это не наша территория, мы за нее не отвечаем. Замкнутый круг», – говорит Алина Полежаева.

Местные жители, несмотря на проблемы, признаются, что любят Канонерский остров за его неуловимую романтичную атмосферу, в которой переплетаются красоты Финского залива и историческая обособленность от Петербурга. Но всем, добавляют они, хочется комфортной устроенной жизни вокруг. Чтобы за эту территорию уже хоть кто-нибудь отвечал.

Фото: Maksim Konstantinov / Global Look Press / globallookpress.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.