14 июня 2014 года проходил второй день 38-го Ильменского фестиваля авторской песни. Около 40 тысяч любителей бардовской музыки съехались из разных областей в палаточный городок недалеко от Миасса. Светило солнце, повсюду звучали песни под гитару, раздавался смех – люди беззаботно отдыхали, не подозревая, какой ужас их ждет. «ФедералПресс» вспоминает хроники той трагедии.
Десять минут кошмара
В пятом часу вечера 14 июня 2014 года в окрестностях города Миасса в Челябинской области начался дождь, но первые капли никого не напугали. Люди продолжали сидеть возле сцены. Однако стихия нарастала, стало понятно, что будет сильная гроза, и народ нехотя начал расходиться по палаткам. Это было начало урагана, который длился не дольше 10 минут и закончился гибелью трех человек.
«Все так быстро произошло и так ужасно. Чудесный летний день превратился в кошмарную мясорубку. Начался настоящий ураган, мы бежали с сыном, не разбирая дороги, к своей палатке. Вокруг были такие же перепуганные люди, жутко трещали деревья, было слышно, что кто-то просит о помощи. Я заметалась и поняла, что где-то обрушилась сосна. Тогда решила не искать палатку, а бежать на выход из турбазы», – вспоминает участница фестиваля Наталья Иванова.
Чудовищно сильный ветер начал раскачивать вековые сосны. Огромные деревья с грохотом падали на лагерь, спортплощадку и парковку. Они стали причиной гибели двоих детей, которые пережидали ураган в своих палатках. Под проливным дождем люди в отчаянии оттаскивали сосны, чтобы спасти мальчика и девочку. Но было уже поздно.
Жертвы стихии
10-летний Саша Захаров приехал на Ильменский фестиваль из Челябинска с родителями. На палатку, где он прятался от грозы, упала огромная сосна. Ребенок погиб мгновенно.
«Красивый, умный, славный, добрый – и в один момент его не стало. Все остановилось. Остались только боль и пустота», – говорила его мама.
7-летняя Наташа Черновол тоже скончалась сразу. В палатке, на которую рухнуло дерево, девочка пережидала ураган с другими детишками и мамой. Маленькая Наташа обожала фестиваль авторской песни, даже дома в Челябинске играла «в Ильменку», собирая кукол и мишек в поход. Никто не знал, что этот традиционный для семьи выезд закончится такой ужасной трагедией.
Третьей жертвой стала 50-летняя Светлана Жукова из Златоуста. Женщину убило ударом молнии. На фестиваль ее привез сын и планировал вернуться за мамой. Но не успел. На его звонок ответил полицейский, который сообщил, что Светлана погибла.
Были еще десятки пострадавших от разгула стихии. У девяти из них – серьезные травмы головы и позвоночника.
Поиск виноватых
Сразу после завершения урагана фестиваль закрыли. Те, кто не мог уехать, остались ночевать в кирпичных корпусах Ильменской турбазы. На месте трагедии собрались спецслужбы. На просторах соцсетей в это время развернулась целая дискуссия – можно ли было предотвратить трагедию? Вперемешку с соболезнованиями люди спрашивали, почему фестиваль не отменили, зная о грядущем шторме.
В СК РФ провели доследственную проверку по факту случившегося. Действительно, накануне трагедии ГУ МЧС по региону публиковало прогноз, в котором говорилось о возможности разгула стихии в «отдельных районах области». Но прогноз именно для Миасса, в окрестностях которого проходил 38-й Ильменский фестиваль, был благоприятным. Позже ГУ МЧС по региону выступило со специальным заявлением.
«В данной ситуации Главное управление не имело никаких полномочий для отмены или запрета фестиваля. Все силы МЧС, дежурившие на фестивале, были заблаговременно нацелены на обеспечение безопасности и находились на местах. Минимизировать последствия позволило и то, что все сотрудники, находящиеся и прибывшие на место, сразу включились в работу. Важно понимать, что предотвратить разгул стихии сложно. Но еще важнее сделать из этой ситуации правильные выводы и предпринять все возможное, чтобы подобные чрезвычайные ситуации в будущем не повторялись», – заявили в ГУ МЧС по Челябинской области.
Вскоре стало известно о прекращении расследования, а правительство Челябинской области объявило о переезде Ильменского фестиваля на новую площадку – в «Солнечную долину». На старое место фестиваль бардовской песни больше никогда не возвращался.
Фото: Anatoliy Kolushenko/Russian Look / globallookpress.org